С наступлением холодов миллионы россиян по традиции начинают прогревать свои автомобили, искренне веря в необходимость длительного ожидания перед началом поездки. Однако представления о зимнем прогреве оказываются устаревшими мифами, которые не только бесполезны, но иногда могут и навредить двигателю.
Главный миф: долгий прогрев обязателен
Самое живучее заблуждение касается необходимости 10-15-минутного прогрева на холостом ходу до достижения рабочей температуры. Как объяснил в интервью РИАМО (18+) автоэксперт Петр Баканов: "Прогрев вообще для современного автомобиля не нужен. Это пришло к нам со времен карбюраторных машин, где действительно без прогрева машина ехала, скажем так, плохо либо вообще глохла. Карбюратор, по сути, "повар", который смешивает частичку бензина с воздухом и в дальнейшем это засасывается в цилиндр".
Эксперт подчеркивает, что в современных инжекторных двигателях блок управления сам понимает температуру за бортом и автоматически корректирует подачу топлива, основываясь на показаниях датчиков. "Поэтому машина лучше прогревается во время езды. Единственное пожелание — это не нагружать ее сразу, а медленно, первые 2-5 км двигаться не спеша".
Почему длительный прогрев вреден
Современные исследования показывают, что долгий прогрев на холостых оборотах может серьезно навредить двигателю.
Образовывается нагар, при длительной работе на холостом ходу в условиях низких температур топливо сгорает не полностью. Это приводит к образованию отложений на свечах зажигания и в камере сгорания, что снижает ресурс и мощность двигателя.
Увеличивается износ двигателя. Сергей Королёв из московского автосервиса "Двигатель" отмечает, что 90% неисправностей турбин связаны с холодными пусками. По его словам, резкая нагрузка в первые минуты может ускорить износ деталей в 2-3 раза, а подшипники турбины могут износиться за 30-40 тысяч километров вместо расчетных 150 тысяч.
Возникают проблемы со смазкой. Как объясняет доктор инженерных наук Стивен Кьятти: "При попадании в камеру сгорания слишком большого количества топлива, его часть остается на внутренних стенках цилиндра. Бензин же является очень хорошим растворителем и способен смыть смазочный материал со стенок".
Машины дешевеют: на какие модели в России упали цены сильнее всего Автомобили стали доступнее — рынок новых авто сдал позиции по ценам
Правильная схема прогрева
Эксперты рекомендуют такую последжовательность в прогреве двигателей современных автомобилей:
— завести двигатель,
— дать поработать 1-3 минуты (пока масло начнет циркулировать),
— плавно начать движение без резких ускорений,
— первые 2-5 км двигаться на низких оборотах.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в эфире радио Sputnik (18+) подтверждает: "Все автопроизводители говорят, что машину прогревать не стоит, это также написано во всех руководствах по эксплуатации современных автомобилей".
Исключения из правил
Существуют ситуации, когда прогрев действительно необходим:
— обледенелые стекла: нужно дождаться оттаивания для безопасности движения,
— комфорт водителя: прогрев салона в сильный мороз,
— крайний Север: при экстремальных морозах масло может загустеть настолько, что требуется периодический прогрев каждые 1,5-2 часа.
Длительный прогрев дорого обходится водителям: за 10 минут машина сжигает до 0,5 литра бензина. При этом на холостом ходу выделяется значительно больше вредных выхлопных газов, чем под нагрузкой.
В российских реалиях стоит помнить и о правовых ограничениях: согласно п. 17.2 ПДД, стоянка с работающим двигателем в жилых зонах более 5 минут влечет штраф от 1 500 до 3 000 рублей.
Размер имеет значение: Audi Q9 покусился на лавры BMW X7 и Mercedes GLS Большой флагманский кроссовер немецкой марки дебютирует в 2026 году
Современные технологии на службе водителей
Качественные синтетические моторные масла (например, с допуском 5W-30) сохраняют текучесть даже при -20°C и обеспечивают смазку деталей в первые секунды работы. Это кардинально меняет требования к прогреву по сравнению с эпохой минеральных масел.
Электронные системы управления современных двигателей автоматически корректируют топливную смесь в зависимости от температуры, делая длительный прогрев не только ненужным, но и контрпродуктивным.