С 1 сентября Банк России определил признаки мошеннических операций при снятии наличных в банкоматах. О том, как изменится процесс снятия наличных и при каких обстоятельствах операции могут быть заблокированы, корр. ИА Priamurmedia рассказала начальник отдела платежных систем и расчетов Отделения Банка России по Амурской области Оксана Савунина.
Основная идея изменений — в защите денег клиентов от мошенников.
Если хотя бы один из признаков подозрительности, установленных регулятором, проявляется при операции, банк обязан сразу уведомить клиента через СМС или push-уведомление. Кроме того, банк должен ввести 48-часовой временный лимит на выдачу наличных через банкоматы в размере 50 тысяч рублей в сутки. Чтобы снять более крупную сумму, клиенту потребуется обратиться лично в отделение банка, предъявив паспорт.
Какие операции могут вызвать подозрения:
- деньги пытаются снять в непривычное для клиента время, в нетипичном месте или на нестандартную сумму;
- зафиксированы не характерные для клиента способы выдачи: например, по QR-коду, которым он раньше не пользовался, или с виртуальной карты вместо физической;
- замечены резкие изменения в активности телефонных звонков и сообщений, в том числе в мессенджерах, за 6 часов до транзакции;
- снятие наличных в течение суток после получения кредита или увеличения лимита на выдачу наличных;
- переводы с других банковских счетов владельца на сумму более 200 тысяч рублей по СБП с последующим снятием денег в банкомате;
- досрочное закрытие крупного вклада с последующими операциями наличными.
Банки также обращают внимание на смену номера телефона для входа в интернет-банк, изменение параметров используемого устройства или наличие вредоносного ПО на телефоне клиента.