Росавиация рекомендовала провести дополнительное обучение всех пилотов и авиадиспетчеров в части применения международной системы определения высоты при полетах, чтобы предотвратить повторение трагедий, подобных крушению Ан-24 под Тындой.
В ходе предварительного расследования выяснилось, что причина аварии могла заключаться в ошибках, связанных с определением высоты: приборы отображали высоту относительно уровня моря, тогда как пилоты воспринимали данные как высоту над уровнем аэродрома и в результате летели значительно ниже требуемой безопасной отметки. Такая информация содержится в письме руководителя Росавиации Дмитрия Ядрова, адресованном главам российских авиапредприятий, которое оказалось в распоряжении "Известий", сообщает ИА Priamurmedia.
В последние годы в России происходит массовый переход аэропортов с советской системы определения высоты — в метрах от уровня взлетно-посадочной полосы (QFE) — на международную систему, где высота указывается в футах относительно уровня моря (QNH). По словам экспертов, одновременно использование обеих систем в разных аэропортах создает риски неправильного понимания из-за смешения стандартов.
"Известия" пишут о том, что по материалам расследования катастрофы Ан-24 авиакомпании "Ангара" предварительно установлено, что при снижении экипаж самолета ориентировался на барометрические высотомеры, настроенные по международному стандарту QNH (относительно уровня моря). Но в момент прохождения контрольной точки пилоты сообщили диспетчеру о высоте в 1100 м, что соответствует советскому QFE — высоте от взлетно-посадочной полосы. Следуя из этого, самолет летел ниже безопасной высоты, а погодные условия не позволяли экипажу ориентироваться визуально. Из-за отсутствия радиосигнала от самолета диспетчеры не смогли озвучить точные данные по высоте.
На высоте 150 м над аэродромом воздушное судно задело вершины деревьев на холме, после чего произошло разрушение и возгорание самолета, следует из письма Росавиации. Все находившиеся на борту погибли.
Предварительно событие относят к катастрофе типа CFIT — столкновение с землей в управляемом полете, говорится в документе. Причиной таких инцидентов, как правило, становятся полеты ниже требуемой траектории, неверные настройки давления, навигационные ошибки и неполное использование бортовых систем.
Ядров поручил провести дополнительное обучение экипажей и персонала аэродромов применению правил QFE и QNH, уделяя особое внимание аэропортам, которые перешли на международные стандарты недавно.
Сведения основываются на предварительных данных расследования и будут уточняться, подчеркнули в ведомстве. Окончательная причина катастрофы еще не названа.
На сайте Международного авиационного комитета нет новых данных о ходе расследования авиакатастрофы в Амурской области. Последняя информация опубликована 26 июля — спустя два дня после крушения Ан-24. В ней говорится о том, что в ходе анализа записи бортовых самописцев отказов систем воздушного судна до момента столкновения с землей не зафиксировано.
***
Напомним, пассажирский самолет Ан-24 иркутской авиакомпании "Ангара" пропал с радаров и потерпел крушение недалеко от города Тында Амурской области 24 июля 2025 года. Самолет выполнял рейс "Хабаровск — Благовещенск — Тында".
На борту Ан-24 находились 42 пассажира, в том числе пятеро детей, и шесть членов экипажа.