Журналистика выживет только в симбиозе с искусственным интеллектом (ИИ) — такой прогноз дал российский политолог, президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов на Дальневосточном медиасаммите (12+), который проходит 24-25 июля в Петропавловске-Камчатском. В рамках форума эксперт выступил с лекцией "Искусственный интеллект: вызовы и угрозы". По его оценке, будущее — это "журналист + ИИ", а не "журналист против ИИ", а попытка игнорировать нейросети — рецепт самоуничтожения, сообщает ИА PrimaMedia.
В дискуссии об ИИ политолог противопоставляет два лагеря. ИИ-алармисты, среди которых Джеффри Хинтон, покинувший компанию Google в 2023 году, оценивают "вероятность того, что ИИ за 30 лет уничтожит человечество" в 10-20%. Алармисты приводят экономические аргументы: с момента запуска ChatGPT (12+) в ноябре 2022 года количество объявлений о вакансиях начального уровня сократилось на 32%, а до 27% рабочих мест находятся в зонах высокого риска автоматизации. По прогнозам McKinsey, к 2030 году до 30% текущих профессий могут быть автоматизированы в США.
Оптимисты во главе с пионером современного ИИ Янном Лекуном настроены менее категорично. Проблемы есть, но они не ведут к апокалипсису. Основные риски — в ошибках алгоритмов, утечке данных, влиянии на рынок труда. По мнению представителей этого лагеря, появятся новые специальности: тренеры ИИ-моделей, специалисты по этике ИИ, "цифровые кураторы", менеджеры по взаимодействию человек-машина.
В российском медиапространстве, по наблюдению Михаила Виноградова, более спокойное восприятие ИИ-технологий в сравнении с западными коллегами.
"Россия — исторически технооптимистическая и цифрооптимистическая страна", — объясняет эту особенность политолог.
Эксперт сравнивает внедрение ИИ с появлением письменности: "Когда появилась письменность, многие боялись, что люди разучатся запоминать. Когда появился калькулятор — боялись, что разучатся считать. Теперь появился ИИ, и мы боимся, что разучимся думать".
ИИ не убьет журналистику, но изменит ее
Анализируя будущее журналистики, Михаил Виноградов выделил ключевые "конфликтные линии": падение статуса профессии за последние 30 лет, кризис медийной повестки, проблемы с фактчекингом в эпоху галлюцинирующих нейросетей.
"ИИ играет за обе стороны. Модернизируются модели, помогающие с верификацией, поиском первоисточников и генерирующие черновики разоблачения ложной информации. Одновременно феномен галлюцинирования не исчезает", — говорит он.
Эксперт приводит аргументы в пользу выживания профессии: журналистика — питательная среда для ИИ-систем, она снабжает их данными, контекстом и языком; только человек способен ставить принципиально новые вопросы. По его мнению, без журналистики ИИ станет хуже.
Однако Виноградов честно представляет и весомые контраргументы: скорость становится важнее смысла, алгоритм эффективнее журналиста в персонализации контента, а аудитории часто все равно, кто автор статьи. Фактчекинг проигрывает фейкам, поскольку "потребители хотят эмоций, а не сухой правды". А, кроме того, журналистика становится слишком дорогой.
"Единственный способ журналистике выжить в эпоху ИИ — удвоить ставку на самих журналистов, — уверен Михаил Виноградов. — Будущее профессии — "журналист + ИИ", а не "журналист против ИИ". Если редакции заменят людей машинами, они ускорят свою гибель".
Современные исследования подтверждают эту точку зрения. По данным исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций, крупные игроки российского медиарынка — "Интерфакс", РИА "Новости", РБК — уже активно используют ИИ для генерации новостных заметок и иллюстраций. При этом более 90% респондентов считают технологии искусственного интеллекта возможностями, а не угрозами.
В журналистике, по мнению эксперта, логичным видится разделение функций.
"Нейросети станут такими же обычными инструментами, как компьютер, интернет, фотокамера. Они возьмут на себя часть рутины — расшифровки интервью, подготовку справок, возможно, черновики статей по шаблону", — отмечает Виноградов.
Профессия сосредоточится на том, что дает конкурентное преимущество перед алгоритмом: глубокий анализ, эксклюзивные материалы, живое общение с героями, проверка фактов и придание им смысла.
По мере развития ИИ в сфере журналистики появятся, и наверняка уже появляются, новые профессии. Например, редакторы ИИ-контента — специалисты, которые будут проверять и дорабатывать тексты нейросетей.
"Чем больше в медиа будет нейросетей, тем ценнее станут те, кто умеет думать, а не просто генерировать тексты", — считает политолог.
Крупные мировые агентства уже ищут модель сосуществования с ИИ-компаниями. Associated Press и другие издания заключили сделки с OpenAI — предоставляют свой архив новостей для обучения ИИ, получая взамен доступ к инструментам и компенсации.
"Медиа начинают искать модель сосуществования, где они кормят ИИ качественным контентом, а ИИ помогает им расширять возможности", — отмечает Виноградов
В общем, как технооптимист, Михаил Виноградов видит будущее журналистики исключительно при условии симбиоза с ИИ и концентрацией на уникально человеческих компетенциях.
Ошибки пользователей нейросетей
Однако эксперт предупредил о семи критических ошибках, которые мешают эффективно работать с искусственным интеллектом. Первая — избыточная серьезность.
"В нейросетях видят уже наступивший мир, а не пространство для экспериментов", — объяснил эксперт. Он призвал вспомнить освоение интернета в 90-е: "экспериментов, игры, романтики было куда больше, чем регламентов и протоколов".
Ценность нейросетей, считает Виноградов, заключается не в получении готовых ответов, а в генерации гипотез, которые пробуждают воображение и открывают новые возможности для мышления и творчества.
Вторая проблема — недооценка возможностей ИИ там, где есть дефицит компетенций. Основной акцент делается на контент, но недооценивается использование ИИ для подбора инструментов, адаптации к аудиториям, создания креативных форматов.
"Пользователи часто точно не знают, чего хотят сами. И порой не вырабатывают это понимание в ходе обсуждения", — описал третью ошибку политолог.
Четвертая проблема — некритическое восприятие ответов при том, что "качество ответов нейросети пропорционально масштабу затрачиваемых усилий на формулирование задач".
Остальные ошибки связаны с неправильными ожиданиями от ИИ, этическими дилеммами и отсутствием системы обучения.
Преодоление этих ловушек требует изменения ментальности: от восприятия ИИ как магического решения к пониманию его как сложного инструмента, требующего навыков и постоянного обучения.
Дальневосточный Медиасаммит проходит в Петропавловске-Камчатском 24-25 июля при поддержке правительства Камчатского края и медиахолдинга PrimaMedia.