Заявочная кампания седьмого сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+) вышла на финишную прямую. Уже с 1 июля 2025 года малое жюри Премии приступит к оценке литературных произведений о Дальнем Востоке российских и зарубежных авторов в трех номинациях: "Длинная проза", "Короткая проза" и "Проза для детей" (по 10 произведений на каждую номинацию, отобранных экспертным советом). После того как малое жюри объявит короткий список (это произойдет в ноябре), за дело примется Большое жюри Премии, которое и определит победителей седьмого сезона. В преддверии оценочной кампании журналист ИА PrimaMedia побеседовал с одним из членов Большого жюри — главным редактором российского издательства "Альпина Паблишер" Сергеем Турко.
— Сергей Викторович, кто предложил вам войти в состав Большого жюри Премии имени Арсеньева и сразу ли вы согласились?
— Это был Роман Косыгин, куратор Премии, с которым я знаком достаточно давно по фестивалям "Литература Тихоокеанской России" (12+, "ЛиТР"), проходившим во Владивостоке. Это прекрасная инициатива! Благодаря ей известные российские писатели, критики и издатели приезжают во Владивосток или в какое-то другое место на Дальнем Востоке и проводят различные мастер-классы и творческие встречи с читателями.
Я побывал на трех фестивалях, и мне очень понравилась их атмосфера, очень понравился регион. К тому же я большой фанат Арсеньева и его творчества. По моему мнению, "Дерсу Узала" (12+) является базовой книгой для воспитания нашей любви к дикой природе.
Соответственно, Премия имени Арсеньева, по моему мнению, является прекрасным способом популяризировать творения местных авторов, привлекать внимание общественности к тому, что происходит на Дальнем Востоке, в том числе к литературной жизни в этой части России.
— Я думаю, тут можно добавить, что жизнь самого Арсеньева является примером того, что может сделать для Дальнего Востока, для его развития человек, выбравший это месть для жизни, труда и творчества.
— Разумеется. Арсеньевское наследие, оно не только в книгах, но и в самой жизни Владимира Клавдиевича.
— Сергей Викторович, на фестивалях "ЛиТР" вы участвовали в круглых столах или проводили мастер-класс?
— И то, и другое. Были и круглые столы, и мастер-классы, посвященные тому, как работает современное издательство. Я один из немногих издателей, которые активно популяризирует издательскую кухню, рассказывают, как всё устроено, как выбирается, например, название книг, как обсуждаются книги, как ведется общение с авторами, как издатель помогает авторам в создании произведения. На самом деле речь шла не о художественных книгах, но на Дальнем Востоке много авторов не художественных произведений. Многие пишут книги про родной край, про путешествия, какие-то путевые заметки, дневники, копаются в истории родного края. Видимо, эти вещи тоже были интересны участникам фестивалей.

Жюри общероссийской государственной Премии в этом году возглавил Юрий Поляков
— Существует такое мнение, что для продвижения дальневосточной литературы и литературы о Дальнем Востоке нужно, перефразируя Пушкина, само продвижение. Другими словами, нужна некая система, включающая издательскую деятельность и популяризацию этой литературы, в том числе при помощи Премии имени Арсеньева. По вашему мнению, как именно следует организовать дело по продвижению дальневосточной литературы?
— На мой взгляд, лучше всего продвигать сам регион и саму историю региона через талантливые произведения. Вот именно Арсеньев — это наш ориентир. Он, в принципе, не собирался продвигать Уссурийский край. Он просто написал очень талантливую книгу об уникальном, по сути дела, человеке, с которым пересекся в жизни. Очень талантливо написал! И через рассказ о Дерсу Узала он, собственно, показал сам край. То есть ключевым элементом здесь стало оригинальное, талантливое произведение.
Талантливое произведение — вот что двигает все остальное. От этого и следует идти. И, возможно, ради этого и существует Премия. Благодаря ей у талантливых людей появляется дополнительный стимул писать о родном крае.
Понятно, что не каждая книга, написанная о родном крае, способна привлечь внимание. К сожалению, большинство книг, которые пишутся сейчас в Москве или где угодно, написаны плохо. Просто потому, что не каждому дано хорошо писать. Настоящее писательство — это редкий навык. Поскольку сегодня компьютер и клавиатура есть у каждого и писать в техническом плане может каждый, создается впечатление, что писать книги не так уж трудно. Было бы желание! Но у кого получится это сделать очень хорошо, то тогда через произведение получится рассказать много интересных историй про родной край.
Пишите о чем-нибудь хорошем! Негатива у нас и так хватает. Поэтому еще один писатель, пишущий про "грязь", не нужен. Писать нужно о том, что заставляет читателей верить во что-то хорошее, в возможность позитивного роста.
Талант — вещь редкая! Писатель должен создать произведение, которое всем захочется читать. Но как это сделать — неизвестно. Общего рецепта здесь нет.
— Какие книги о Дальнем Востоке были бы интересны жителям столицы, центральных регионов страны? Может быть, уже есть какие-то ожидания?
— Понятно, что почитать о Дальнем Востоке будет интересно тем, кто собрался в путешествие по нему. Скорее всего, это будут какие-то книги-путеводители.
Таких книг сегодня, конечно же, хватает. Но даже здесь можно подать рассказ о регионе как-то необычно. Практически все путеводители описывают то, что можно посмотреть на Дальнем Востоке, очень недетально. Значит, можно давать какие-то особые детали, а не просто писать о том, в городе есть такая-то улица, где стоял такой-то дом, в котором жил такой-то человек.
Есть, например, Lonely Planet (международная издательская компания, специализирующаяся на выпуске путеводителей — ред.), чьи авторы очень детально описывают, что делать приезжему, после того как он вышел с вокзала или оказался в незнакомом аэропорту. В какой гостинице можно поселиться? И не нужно перечислять гостиницы со звездами. Лучше написать, что за вид из окон гостиницы и о том, что рядом с гостиницей находится какой-то музей, а также о том, что располагается в пределах пяти минут ходьбы от гостиницы.
Вот если кто-то напишет что-то в таком роде, то есть очень детально о родном городе, о каких-то людях, об историях, которые с ними произошли, о культуре города, то это уже будет хорошо. Это позволит погрузить читателя в жизнь региона.
Это что касается некоего анонса края. Но может быть еще человек уровня Арсеньева, который напишет что-то очень талантливое. Тут невозможно давать какие-то советы по поводу появления такого автора. Талант — вещь такая! Тут писатель должен создать произведение, которое всем захочется читать. Но как это сделать — неизвестно. Общего рецепта здесь нет.
Никто ведь не говорил Арсеньеву, мол, напиши книгу про необычного следопыта, и все будут в восторге. Никто даже не думал об этом. Такие книги — всегда особое явление. Хочется верить, что такой талантливый автор появится и сейчас на Дальнем Востоке. Не важно, о чем он будет писать, главное, чтобы талантливо было.
Мы ждем такие таланты, мы ищем их. Одна из важных целей Премии имени Арсеньева — найти такие таланты. Сказать, что такие таланты нам все нужны.
Справка: Государственная Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского фонда культуры.