На Дальнем Востоке парад крупных региональных выборов. 8-10 сентября почти половина регионов ДФО переизбирает губернаторов — Приморье, Якутия, Магаданская область, Чукотка и Амурская область. В Забайкалье, Бурятии и опять же в Якутии сформируют новый состав законодательных органов власти, а в Хабаровске изберут мэра. О том, какую политическую роль в этом процессе сыграли СВО, экономическая политика федерального центра и природные катаклизмы в интервью рассказал профессор Высшей Школы Экономики, автор популярного телеграм-канала (18+) "Политджойстик" Марат Баширов.
Хлеба без зрелищ
— Как охарактеризуете избирательные кампании, развернувшиеся на Дальнем Востоке? Что их объединяет?
— Прошедший электоральный цикл показал, что внешняя угроза сплотила российское общество и политические элиты. Раньше крупные регионы Дальнего Востока — Приморье, Хабаровский край, Якутия — традиционно выделялись протестной повесткой, бескомпромиссным противоборством и широкой публичной критикой власти. Сегодня же мы видим иное — избирательная кампания прошла под знаком патриотического консенсуса всех системных политических сил. Легальное политическое поле страны консолидировалось. Противостояние элит носит локальный характер. По всем главным вопросам политической повестки мнения у участников выборов схожи.
— Но это не значит, что на выборах отсутствует конкуренция?
— Конкуренция остается, но политические зрелища на Дальнем Востоке уходят в прошлое. Люди насмотрелись этих шоу и провокаций в прошлые годы. Лучше всех эту позицию показывает отказ от пустых дебатов: нужно помогать СВО, не говоря уже о борьбе с природной стихией. Какие тут еще могут быть "зрелища"?
От кандидатов в каждом из регионов Дальнего Востока ждут реальных планов и результатов модернизации жизни в сторону технологичности, безопасности. Есть запрос на так называемую динамичную стабильность.
Губернатор VS Тайфун
— Получилось так, что главными противниками губернаторов, баллотирующихся на очередной срок, стали природные катаклизмы. В Приморье сложилась самая драматичная ситуация, где пик кампании пришелся на тайфуны и наводнения. Как ЧС повлияет на результат голосования?
— Безусловно, природные катаклизмы сыграют свою политическую роль в ходе выборов. Оценка избирателей в первую очередь будет зависеть от того насколько успешно действующему главе региона удается справиться с последствиями ЧС. Насколько я вижу, и в Приморье, и в Якутии, где бушевали природные пожары, региональным лидерам при помощи федерального центра удается контролировать ситуацию.
Когда мы едины
— Как фактор СВО скажется на ходе голосования на Дальнем Востоке?
— Тема СВО и защиты национального суверенитета безусловно вышла на первый план нынешней политической повестки. В обществе сложился своего рода патриотический консенсус, сплотивший избирателей прежде всего вокруг фигуры президента России. Все понимают, сейчас самое важное — помогать нашим защитникам на линии соприкосновения, усиливать тыл, чтобы справляться с экономической блокадой и санкциями.
— Стоит ли опасаться иностранного вмешательства в российские выборы?
— Стоит не просто опасаться вмешательства недружественных стран, но и активно противодействовать этому. Попытки сорвать или дискредитировать выборы уже видны. Благо, усилия иноагентов не находят широкой народной поддержки. Происходит эдакое импортозамещение политических взглядов. Люди уже понимают, кто — свой, а кто — чужой.
Для наших врагов ближайший единый день голосования — это испытательный полигон, где будут отрабатывать приемы подрывной работы, чтобы потом применять их на выборах президента РФ в 2024 году. Говорить о конкретных формах такой подрывной работы значило бы лишний раз подсказывать ее организаторам. Уверен, что все соотвествующие службы, в первую очередь, избирательные комиссии знают о потенциальных рисках, обеспечат прозрачность голосования и хода подсчета голосов, а также постараются не допустить манипуляций.