PriamurMedia, 10 декабря. Популярные слова-новички, которые пока отсутствуют в академических словарях, но уже прочно интегрировались в русский язык с учетом грамматических норм, назвали по итогам акции "Слово года" (6+) от портала Грамота.ру (16+). В числе финалистов оказались "лимб", "проявленность", "зумер", "ред-флаг", "сигма", "имба", "выгорание", "промпт", "слоп", "брейнрот", а также междометие "пупупу" и глагол "подсветить".
Эксперты тщательно изучили свыше 500 вариантов, из которых 63 соответствовали ключевым критериям отбора. Важнейшими факторами стали недавнее появление слова или значительное расширение его смыслов, заметное распространение в социальных сетях, медиа и интернете, а также рост поисковых запросов в 2025 году, сообщает портал.
О тенденциях в русском языке и о том, стоит ли лингвистам тревожиться из-за обилия сленга в речи молодежи, ИА PriamurMedia подробнее рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Благовещенского государственного педагогического университета Наталья Лаптева. Она пояснила, что появление новых слов — естественный процесс развития языка, отражающий изменения в культуре, технологиях и общественной жизни.
— Наталья Андреевна, какие тенденции отмечаются сегодня в русском языке?
— Тенденций несколько. Первая — стремление сэкономить речевые усилия. Отсюда "укорачивание" слов: не зачетная книжка, а зачетка; не кредитная карта, а кредитка. Вместо развернутого выражения восторга, удивления, сожаления — междометия "божечки-кошечки" или "пупупу". А в письменной речи — в многочисленных мессенждерах — вообще вместо слов эмодзи, стикеры и мемчики.
И вторая — как это и было всегда, если честно — интерес к заимствованиям, особенно из английского языка. Многое используется в профессиональной сфере: экономике, бизнесе, психологии и т.п. А многое — в молодежном жаргоне, в среде зумеров.
— Как "модные" слова влияют на русский язык?
— На мой взгляд, влияние на речь оказывается колоссальное! О негативном воздействии можно говорить в том случае, если человек не умеет ПО-ДРУГОМУ, то есть он не знает, чем заменить слово "прикольно", например. Все богатство языка в его великолепии ему недоступно. А если модные "агриться" и "эйджизм" ситуативны, используются с "переключением регистров", катастрофы в этом нет, я думаю. И отмечу, что это явление, скорее, молодежное.
Наша задача — родителей и учителей — показать, что есть и другой формат использования языка. Читать хорошие книги, например, — рецепт очень универсальный!
Скудеет ли язык? Уверена, что нет. Это живой организм, он сам оставит нужное, без чего не выразить определенный смысл, и отсеет наносное, модное в чисто формальном смысле.
— Вытесняет ли сленг литературные слова и выражения?
— Не вытесняет, но конкурирует. И то — в определенном формате. Это, как правило, разговорная речь. Но так ей и положено быть ненормированной, спонтанной, со всякими "отклонениями". Признаюсь, я позволяю себе вворачивать в речь некоторые словечки и выражения на занятиях. Хотя очень многое я уточняю у своих подопечных, тоже учусь!
— Ваше личное мнение: сленг — засор или эволюция?
— Сленг — как модно сейчас говорить, — "нормотипичное" явление. Без него молодежь и не молодежь вовсе. Некоторые словечки прекрасны даже! Вот как обойтись без такого родного уже слова "гуглить"? Никак. Или какое емкое, если вдуматься, слово "вайб"...
— Как относиться взрослым к сленгу в молодежной среде: бороться за "чистоту языка", игнорировать или пытаться быть на одной волне с подростками?
— Сленг — это попытка молодого поколения отграничить себя от "отцов". Такой тайный язык. И это не новость нашего двадцать первого века. Помните футуристов, которые писали заумные стихи, выдумывали новые слова, чтобы только отличиться от "старых" поэтов? Или детсадовскую игру "говорить по-соленому", чтобы взрослые не поняли?
Вот тут та же история. Игнорировать это не получается: в рекламу, разные передачи, даже современную поэзию просачиваются сленговые словечки. Раздражают они только тем, что непривычны, непонятны, отдаляют поколения друг от друга. Но молодежь подрастает, и надобность в сленговых словах отпадает сама собой. А если хочется быть со своими детьми на одной волне — можно и изучить вопрос.
Хотя, как я отметила выше, можно и нужно показывать образцы другой речи: вместе читать (и не обязательно классику, там свой "сленг", как говорится: устаревшая лексика, которая требует пояснений и даже лингвистических расследований), посещать театр, вдумываться в тексты песен, самим заглядывать в словари.