Дом замерзает в Приамурье, пока власти и "управляйка" делят вину
14:59
ЗабЖД проводит цикл мероприятий, посвящённых Дню матери
14:30
Благовещенск украсила новогодняя ёлка от ВТБ
14:23
ВТБ прогнозирует ослабление рубля до 90 рублей за доллар в 2026 году
14:20
Личный подвиг: глава села о наводнении, семье и верности Приамурью
14:04
Где в Благовещенске покататься на коньках
13:35
Амурские власти затеяли закупку премиальных минивэнов
12:40
ВТБ прогнозирует среднюю ключевую ставку на уровне 15% в 2026 году
12:25
Школьник в Тынде устроил ДТП на машине родителей
12:15
Снегопад превысит декадную норму в Амурской области
11:36
Эксперт рассказал, почему не всегда стоит включать режим энергосбережения на телефоне
11:30
Тарифное наследие: как изменился подход к старым условиям связи
11:25
В Благовещенске мужчина приставал к школьнице: возбуждено дело
11:10
Домашняя птица погибла в пожаре в Благовещенском округе
10:42
Пинский: Муниципальные депутаты ЕР активно участвуют в формировании народной программы
10:40

Личный подвиг: глава села о наводнении, семье и верности Приамурью

Валерий Мариненко прошел серьезное испытание стихией, едва возглавив Марковскую администрацию
Валерий Мариненко: "В 2021 году Марково превратилось в бесконечную долину воды" личный архив Валерия Мариненко
Валерий Мариненко: "В 2021 году Марково превратилось в бесконечную долину воды"
Фото: личный архив Валерия Мариненко
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

PriamurMedia, 28 ноября. Благополучие маленьких поселений формирует "здоровье" всей страны — как из маленьких капель вырастает полноводная река...

Такая метафора не случайна: "боевое крещение" водой, а точнее масштабным наводнением, пришлось выдержать Валерию Мариненко — главе МКУ "Марковская администрация" в Благовещенском округе. И это испытание, пожалуй, стало сложнейшим в жизни пограничника, закаленного суровой службой. 

— Валерий Юрьевич, как нити судьбы сплели Вас с Амурской областью?

— Я родился в Казахской ССР, где прожил два года, затем наша семья перебралась на Украину, а в 1972 году оказалась в Марково по программе переселение. Это было решение родителей, которое в те времена не обсуждалось. Мне на тот момент исполнилось пять лет. 

После окончания школы я поступил в коммунально-строительный техникум, но через год меня призвали в армию — отслужил три года во флоте. Уезжал в 1985-м из одной страны, а вернулся в 1988-м в совершенно иную. 

Вернулся, доучился в техникуме и начал искать работу. Возникла дилемма, ведь распределения уже не было — сами понимаете, что творилось в стране. Рассматривал варианты, включая переезд в Холмск на Сахалин, но к тому времени ушел из жизни отец, и мама осталась одна. Разумеется, я не мог ее покинуть, оставить без помощи. Устроился в совхоз — сначала мастером, затем стал прорабом. 

В начале 90-х наступили суровые годы: без работы, без зарплат, и я уволился. Остался в Марково, но устроился в МПМК-1 в Благовещенске, каждое утро за нами приезжала вахтовка. Вскоре и там случился кризис, зарплаты подолгу задерживали, а у меня уже была семья, двое маленьких детей. В 1995 году подал рапорт на контрактную службу в погранвойска — застава находится прямо в Марково. Через год туда же поступила супруга. 

Мы вдвоем честно дослужили до пенсии — я ушел на заслуженный отдых в 2019 году, жена чуть раньше. Была перспектива сменить место жительства, получить квартиру, но моя супруга — мудрая женщина — сказала: как мы оставим место, где прошла вся жизнь и похоронены наши родители?..

— За эти годы Амурская область стала для Вас по-настоящему родной?

— Абсолютно верно. Другой родины я и не знаю. Здесь, в Амурской области, формировалось мое становление, мировоззрение. Я просто влюблен в этот край! И климат здесь замечательный — мне нравится все времена года. 

— В 2021 году Вы взяли на себя огромную ответственность, заняв должность главы администрации. Как пришло это решение?

— Честно говоря, никогда не представлял себя в этой роли. Пограничная служба в Вооруженных Силах — это колоссальная ответственность, без прикрас — суровые солдатские будни. Планировал: отслужу и больше не возьмусь ни за что. Но когда предыдущий глава Юрий Владимирович Шмилев собрался уходить, он позвонил мне и предложил баллотироваться. 

Я тогда категорически отказался. С осторожностью отнеслась к предложению супруга Татьяна Юрьевна — мой верный спутник, опора, наставник и советчик. Но решающими стали слова сыновей: парни, полные энергии и задора, уговорили выйти из зоны комфорта, пообещали поддержку. И я решился.

— И тут же на Вашу долю выпало первое настоящее испытание — наводнение. Как прошли через него?

— Это было невероятно трудно, на пределе сил. Наводнение разразилось всего через месяц после моего вступления в должность. Я осознавал ответственность, но не до конца понимал ее объем. 

До прихода большой волны вода поднималась четырежды, и каждый раз мы организовывали переправы на затапливаемой улице. О грядущем бедствии предупреждали заранее, я вел разъяснительную работу с жителями, убеждал эвакуировать имущество и скот. Но, как водится, пока гром не грянет — мужик не перекрестится: не все поверили. 

Село утонуло в бесконечной водной долине. Я отвечал за все. Когда хлынула вода, делал все, что мог: выводил людей, спасал животных, на лодке доставлял еду жителям затопленных домов, которые остались пережидать наводнение на крышах. Две недели спал по часу, почти не ел: в полвторого ночи возвращался домой, а в полчетвертого мне уже звонили — хватал лодку, плыл спасать, перевозить… 

Морально и физически вымотался до предела. Пережив наводнение, написал заявление об уходе и погрузился в депрессию. Полмесяца просто молчал, никого не видел, поедал сам себя и корил за слабость. 

Конкурсы на замещение вакантной должности дважды не состоялись. На третий раз я подал документы — чувство ответственности за село не отпускало, и большинством голосов депутаты поддержали мою кандидатуру.

— Какой опыт вынесли из тех событий?

— Я благодарен судьбе за тяжелое испытание: оно закалило, дало урок, встряхнуло через стресс. Это бесценный опыт, причем не столько для руководителя, сколько для человека. Я узнал людей с истинной стороны — в критических ситуациях проявляется суть. Еще на службе в погранвойсках я понял: многие наши "неприкосновенные" принципы — пустяк, не стоящий внимания. Мы зацикливаемся на ерунде, а суть в ином. 

Наводнение показало, как много рядом добрых, отзывчивых людей, готовых помочь в любую минуту, бескорыстно. Хотя попадались и те, кто искал выгоду даже в общей на всех беде, и для меня это даже стало открытием. Я не разочаровался, но теперь точно знаю, чего ждать от каждого.  

Сейчас, конечно, обо всем можно вспоминать с улыбкой, но никогда не вычеркнуть из своей жизни и памяти. 

— Забота о Марково — теперь миссия всей Вашей жизни?

— Разумеется. Это жизнь не только моя, а всей моей семьи. Очень помогает супруга. Она — тот человек, на которого я могу положиться даже больше, чем на себя. Она — мой личный герой. 

— Какие перемены в селе вы считаете своими ключевыми успехами?

— Без лишней скромности горжусь проектами, для реализации которых приложил большие усилия. Один из них — реконструкция памятника односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Раньше он был выполнен из кирпича, оштукатурен, из года в год его латали и ремонтировали. А теперь это величественный красный гранит. В какой-то момент я даже участвовал в разработке эскиза, и памятник вышел именно таким, каким я его видел. 

Установил в селе стелу "Я люблю Марково": сам заказал, собрал и поставил. Мне говорили: зачем, все равно сломают. Но если так рассуждать, то, получается, вообще ничего не нужно делать. 

Мой принцип руководства: каждый день приносить пользу, пусть даже незаметную. Хочу, чтобы в селе было все. Любому проекту — зеленый свет без колебаний. У нас и так хорошее село — комфортное, компактное, со всей инфраструктурой. Молодежь пока тянет в города, но уверен: скоро это изменится. 

Плохо, что у нас вся территория находится в зоне подтопления и мало земли под строительство. Зато мы очень много вкладываем в благоустройство и наводим порядок, чтобы душа радовалась. Приезжие в восторге и часто сравнивают Марково с пригородом. 

— Валерий Юрьевич, как вписываете развитие Марково в контекст всего Дальнего Востока?

— Из таких маленьких уютных уголков складывается весь Дальний Восток и вся Родина. Чем больше сил вложим мы, главы небольших поселений, тем комфортнее станет вся страна. Теперь в каждом селе, городе высматриваю идеи для Марково. Учусь всю жизнь — у всех, даже у детей: их оптимизму, свежему взгляду.

233803
2
113