Минпромторг России опубликовал перечень автомобилей, которые с марта 2026 года смогут работать в такси. Список из более 20-ти моделей шести российских брендов станет обязательным для всех новых регистраций таксомоторного транспорта. Реформа отрасли обернется дефицитом машин и подорожанием поездок минимум на 30%. Но Дальний Восток получил отсрочку.
Механизм включения в список
Для попадания в разрешенный реестр такси автомобиль должен набрать минимум 3 200 баллов.
Они начисляются за:
— Сварку кузова в России — 400 баллов
— Окраску кузова — 500 баллов
— Установку деталей на кузов — 600 баллов
— Производство двигателя в РФ — 400 баллов
— Российскую коробку передач — 300 баллов
— Использование российского металла (более 70% массы) — 200 баллов
Плюс в список вошли машины, произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК) — это такие, которые произведенны в рамках соглашений, заключенных с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. Данный механизм позволил включить в список китайские бренды Evolute и Voyah, собираемые в России.
Полный список разрешенных автомобилей:
- Lada: Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel
- УАЗ: Патриот, Хантер
- Sollers: SP7
- Evolute: I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE
- Voyah: Free, Dream, Passion
- Москвич: 3, 3е, 6, 8
Всего 22 модели. Перечень будет дополняться по мере появления новых локализованных моделей и заключения новых СПИК.
Проблемы
Эксперты предупреждают о серьезных последствиях для отрасли. По оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей, рынок может потерять до 200 тысяч водителей — около 20% от общего числа.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова критически оценивает включение в список внедорожников.
"Особое недоумение вызвало то, что указаны автомобили, непригодные для пассажирских перевозок. Niva Travel и УАЗ "Хантер" больше подходят для поездок по бездорожью", — цитирует эксперта lenta.ru (18+).
Аналитики Высшей школы экономики прогнозируют еще более серьезные последствия — отток до 500 тысяч водителей в течение трех лет из-за неподъемных затрат на новые автомобили.
Помимо дефицита водителей, рынок ждет последующее за этим удорожание услуги. В столичных регионах ожидается рост цен на 20-35% к 2026-2027 годам. Средняя стоимость 10-километровой поездки в Москве может увеличиться с нынешних 900-950 рублей до 1100-1250 рублей.
Увеличится время подачи автомобиля на 15-20%, особенно в часы пик. Дефицит водителей будет ощущаться острее всего в крупных городах, где преобладает таксопарковая модель работы.
Временную индульгенцию получил Дальний Восток. В регионе это правило начнет работать только с 1 марта 2030 года. Это связано с особой ситуацией: здесь лишь 0,3% водителей используют российские автомобили, а более 95% перевозок обеспечивают частники на праворульных машинах.
В регионах, где 80-90% заказов выполняют частные водители на личных автомобилях — такое практикуется на Юге России и в некоторых других регионах — изменения пройдут относительно плавно. Такие машины формально не являются такси и не подлежат локализации. Это будет сдерживать рост цен.
Однако в средних и малых городах ожидается наибольший дефицит водителей, поскольку там работают преимущественно самозанятые.
Влияние на цену
Все эксперты сходятся в прогнозе значительного подорожания услуг. Рост тарифов на 30% считается базовым сценарием. Среди основные причины роста цен называют высокую стоимость новых российских автомобилей по сравнению с подержанными иномарками, сокращение предложения из-за ухода водителей с рынка и
необходимость перевозчиков компенсировать возросшие затраты.
В крупных городах эффект будет максимальным — до 30-50% к концу 2026 года. Поездки на такси станут менее доступными.
По прогнозам ВШЭ, бюджет за три года недополучит около 350 млрд рублей из-за того, что водители будут возвращаться "в тень", и снижения импорта автомобилей.
Закон вступает в силу 1 марта 2026 года с региональными отсрочками: Калининградская область и Сибирь — до 2028 года, Дальний Восток — до 2030 года.
Автомобили, зарегистрированные в реестре такси до этих дат, смогут продолжить работу без ограничений.

Автовладельцы смогут подавать заявления на изменение конструкции машины онлайн