Ставку НДС до 22% собирается повысить Минфин России. Официальное предложение уже внесено в правительство, и если поправки будут одобрены, повышение вступит в силу с 1 января 2026 года. Кроме того, предлагается снизить порог годовой выручки для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), с 60 млн рублей до 10 млн рублей. Такой шаг расширит число предпринимателей, обязанных платить НДС. ИА Priamurmedia выяснило, какие последствия может повлечь за собой налоговая корректировка и как к ним готовиться.
Повышение ставки НДС направлено на увеличение доходов федерального бюджета для финансирования оборонных и других государственных приоритетов. При этом льготная ставка 10% сохранится для социально значимых товаров, таких как продукты питания, лекарства и товары для детей. Подобный опыт Амурская область уже переживала, когда в 2019 году ставка НДС была повышена с 18% до 20%.
"Все понимают, что НДС — это самый удобный для администрирования налог, составляющий одну из основных частей поступлений в бюджет, если не самую главную, наряду с таможенными пошлинами и НДФЛ. Конечно же, увеличение ставки налога на добавленную стоимость преследует единственную цель — пополнение бюджета. Но уже давно замечено, что повышение налогов не стимулирует развитие экономики, а в какой-то момент становится для нее препятствием, — считает Борис Белобородов, председатель Амурского регионального отделения общественной организации "Опора России". — Какова эта степень — сказать сложно. Учитывая, что рост валового внутреннего продукта замедляется в этом году, дополнительная налоговая нагрузка, скорее всего, будет еще одним фактором, сдерживающим развитие экономики".

Борис Белобородов: "Основные налоговые повышения в конечном итоге ложатся на плечи потребителей – обычных граждан". Фото: личный архив Бориса Белобородова
По мнению эксперта, если говорить о какой-то прибыльной и динамично развивающейся отрасли, то повышение не сыграет значительную роль. Это, к примеру, торговля ГСМ, где также бывают провалы, но в целом отрасль чувствует себя нормально. Другое дело производство продуктов питания — достаточно рисковая деятельность, которая зависит от многих входных факторов, в том числе постоянный рост стоимости услуг ЖКХ и регулирование розничных цен со стороны государства.
— Экспортно-ориентированный бизнес даже, вероятно, получит некую "премию" в виде этой разницы, — предполагает Белобородов. — Закупая комплектующие, сырье, материалы с повышенной ставкой НДС, он вернет ее при экспорте. Если же предприятие работает на грани рентабельности (а ведь у нас совсем недавно повысился налог на прибыль с 20% до 25%), повышение ставки НДС будет дополнительным ударом. Конечно же, лучше от этого бизнесу не станет.
Основные налоговые повышения в конечном итоге ложатся на плечи потребителей — обычных граждан. Взять те же ГСМ, услуги ЖКХ — все это облагается НДС и входит в цену продукции, товаров, работ, услуг, которые бизнес затем перепродает конечному потребителю. Конечно же, амурчане почувствуют разницу.
Чистый арифметический расчет показывает, что при неизменности прочих условий повышение будет незначительным –1-1,5% к цене конечного продукта. Но с учетом снижения порога применения НДС для плательщиков УСН — 6-6,5%.
Ведь в планах не только повышение НДС до 22%, но и снижение порога выручки для плательщиков УСН с 60 до 10 млн рублей, а это уже очень серьезный удар по малому и микробизнесу. Введение минимального порога в 60 млн рублей в свое время привело к тому, что бизнес, который был на грани рентабельности, практически стал убыточным.
Теперь же, по очень приблизительным оценкам, пострадает больше половины плательщиков. Квартал, полгода, максимум год после изменений — и число субъектов малого и среднего предпринимательства резко сократится.
По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Амурской области Игоря Радченко, на текущий момент отрасли экономики Амурской области демонстрируют разную динамику. С одной стороны, идет активное развитие крупных инфраструктурных проектов, которые являются "точками роста". С другой –средний и малый бизнес продолжает сталкиваться с высокими затратами, логистическими сложностями и дефицитом кадров.
"Повышение НДС до 22% станет для них дополнительным фискальным давлением. В первую очередь пострадают предприятия с низкой рентабельностью, особенно в сфере торговли, общественного питания и услуг, где сложно мгновенно переложить нагрузку на потребителя, — говорит Радченко. — Крупнейшие налогоплательщики (например, горнодобывающие предприятия) обладают значительной финансовой устойчивостью. Для них повышение НДС — в большей степени операционный, нежели катастрофический вопрос.

Игорь Радченко: "Повышение НДС до 22% с высокой долей вероятности приведет к росту конечных цен". Фото: личный архив Игоря Радченко
НДС для многих из них является транзитным налогом, который в итоге уплачивает конечный потребитель, часто за пределами региона. Однако их реакция может быть выражена в оптимизации логистики и затрат. Возможно ужесточение условий по отношению к местным поставщикам и субподрядчикам, что создаст волновой эффект для малого бизнеса. Кроме того, можно ожидать пересмотра графиков реализации новых инвестиционных проектов.
Переход с 18% до 20% в 2019 году бизнес в Приамурье, как и по всей стране, пережил, но с усилиями. Основным последствием тогда стал скачок цен: компании были вынуждены пересчитать отпускные цены, что привело к заметному росту потребительской инфляции.
Опыт того периода показал, что единовременное повышение ставки болезненно для оборотных средств компаний и платежеспособного спроса населения.
Для каждой отрасли методы "смягчения" последствий свои, поэтому единый рецепт предложить затруднительно. В любом случае бизнесу необходимо уже сейчас начинать подготовку, которая может заключаться в проведении глубокого анализа затрат, пересмотре договоров с поставщиками, внедрение новых технологий (например, ИИ для оптимизации затрат и пр.), а также поэтапном, а не резком повышении цен и разработке гибкой системы скидок для удержания клиентов.
Повышение НДС до 22% с высокой долей вероятности приведет к росту конечных цен. Это заложено в экономическую природу налога. Вопрос в величине этого роста. Ожидать, что цены вырастут ровно на два процентных пункта, неверно. Эффект будет каскадным: подорожают сырье, логистика, услуги субподрядчиков для производителя, что может привести к итоговому росту розничной цены на 3-5% и больше по отдельным товарным группам.
Повышение налоговой нагрузки — это однозначно негативный фактор для бизнеса и конечного потребителя".