Последний экземпляр легендарного Nissan GT-R поколения R35 покинул производственную линию 25 августа 2025 года в Японии. Финальный автомобиль — модель Premium T-Spec в культовом цвете Midnight Purple — завершил 18-летнюю эпоху одного из самых культовых спорткаров в истории.
История R35 GT-R началась задолго до его официального дебюта в 2007 году. Первый концепт GT-R Concept был представлен на Токийском автосалоне (16+) еще в 2001 году, за ним последовал GT-R Proto в 2005 году. Разработка велась с 2000 года в рамках программы возрождения компании Nissan, оказавшейся в конце 1990-х на грани банкротства.
В отличие от предшественников из семейства Skyline GT-R, R35 стал полностью самостоятельной моделью, построенной на новой платформе PM (Premium Midship). Автомобиль получил уникальную компоновку с продольно расположенным двигателем, смещенным в базу, и коробкой передач, вынесенной к задней оси для достижения оптимальной развесовки.
Сердцем GT-R стал двигатель VR38DETT — 3,8-литровый V6 с двойным турбонаддувом, каждый экземпляр которого собирался вручную командой из четырех мастеров Такуми на заводе в Йокогаме. В начальной версии мотор развивал 480 л. с., но к финалу производства мощность возросла до 565 л.с. в стандартной версии и до 600 л.с. в модификации Nismo.
R35 GT-R произвел фурор уже при дебюте, установив рекордное время прохождения Нюрбургринга Nordschleife — 7 минут 38 секунд, превзойдя Porsche 911 Turbo. Позднее время было улучшено до 7:29, а версия Nismo установила рекорд в 7:08.
На протяжении 18-ти лет было выпущено около 48 000 экземпляров GT-R. Автомобиль завоевал множество наград в автоспорте: в серии Super GT команда одержала 41 победу за 14 сезонов, завоевав четыре командных и пять личных чемпионских титула. В FIA GT1 World Championship, GT World Challenge и других престижных сериях GT-R регулярно боролся за победы, соперничая с признанными суперкарами Posche.
Модель также установила несколько мировых рекордов, включая самый быстрый дрифт на скорости 304,96 км/ч и звание самого быстрого GT-R в мире.
В России GT-R имел сложную судьбу. Официальные продажи в стране были прекращены еще в 2019 году из-за истечения сертификатов и нежелания компании устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС. За последний год официальных продаж в России было зарегистрировано всего 25 экземпляров GT-R.
Однако на параллельном рынке модель сохраняла популярность. В 2023 году глобальные продажи GT-R выросли на 584% до 390 единиц, что было связано с существенным обновлением модели. На российском рынке подержанных автомобилей цены на GT-R варьируются от 4,5 до 12 млн рублей в зависимости от года выпуска и состояния.
Причины завершения производства
Прекращение производства R35 связано не со снижением спроса, а с ужесточением экологических требований и норм и безопасности. Как объяснил глобальный руководитель продуктов Nissan Пьер Луан, "автомобиль находится на рынке уже 17 лет, и мы хотели бы, чтобы это продолжалось еще 17 лет, но регуляторы создают нам неприятности".
GT-R постепенно уходил с различных рынков: из Европы в 2022 году из-за норм шумности, из США в октябре 2024 года из-за требований по выбросам, из Австралии из-за ужесточенных требований краш-тестов.
Почему Nissan GT-R называют "Годзиллой"
Прозвище "Годзилла" стало неотъемлемой частью легенды Nissan GT-R, но мало кто знает истинную историю происхождения этого названия. Удивительно, но культовое прозвище родилось не в Японии, а в Австралии, и связано с беспрецедентным доминированием автомобиля в автоспорте конца 1980-х — начала 1990-х годов.
История началась в июле 1989 года, когда австралийский автомобильный журнал Wheels (16+) впервые назвал новый Nissan Skyline GT-R R32 "Годзиллой". Это произошло еще до того, как автомобиль дебютировал в гонках и показал свою разрушительную мощь на треке.
Согласно одной из версий, редакторы журнала первоначально хотели использовать японское название "обакэмоно" (化け物) — что в переводе означает "оборотень" или "монстр". Именно так японцы называли свое творение в гоночных кругах. Однако редакция опасалась, что читатели не поймут сложное японское слово, и один из редакторов предложил: "А что, если Годзилла?". Это название прижилось и было вынесено на обложку июльского номера 1989 года с заголовком: "Новая Годзилла Nissan на колесах нацелилась уничтожить Sierra".
Название оказалось пророческим. Когда R32 GT-R дебютировал в Австралийском чемпионате кузовных гонок (ATCC) в 1990 году, он сразу показал свое превосходство. В 1991 году два автомобиля GT-R от команды Nissan Motorsport Australia выиграли 11 из 12-ти гонок чемпионата. В том же году GT-R одержал историческую победу на знаменитой гонке Bathurst 1000, став первым японским автомобилем, выигравшим эту престижную гонку.
В 1992 году доминирование продолжилось: GT-R снова выиграл Bathurst 1000 и завоевал еще один чемпионский титул ATCC. Превосходство было настолько подавляющим, что организаторы были вынуждены запретить турбированные полноприводные автомобили с 1993 года, фактически исключив GT-R из чемпионата. Это решение заложило основу для создания серии V8 Supercars.

Nissan R32 GT-R. Фото: Nissan
Техническое превосходство "монстра"
R32 GT-R действительно был технологическим монстром своего времени. Автомобиль оснащался 2,6-литровым твин-турбо двигателем RB26DETT мощностью официально 280 л.с. (хотя реальная цифра была выше), системой полного привода ATTESA E-TS и активной системой управления задними колесами HICAS. Эта комбинация делала его практически непобедимым против соперников вроде Ford Sierra Cosworth RS500 и BMW M3.
В японском чемпионате кузовных гонок (JTCC) GT-R был еще более доминирующим: он выиграл все 29 гонок, в которых участвовал с 1990 по 1993 год. Такое абсолютное превосходство было беспрецедентным в истории автоспорта.
Прозвище "Годзилла" быстро распространилось за пределы Австралии благодаря британскому журналисту Дэвиду Ю из журнала Evo (16+). Он владел серыми импортными GT-R разных поколений и активно популяризировал название "Годзилла" в своих статьях. В 2009 году, получив один из первых официальных R35 GT-R в Великобритании, Ю даже заказал номерной знак GO02LLA — максимально близкий к слову "GODZILLA".
Хотя технически прозвище "Годзилла" принадлежит только R32 GT-R, оно стало применяться ко всем последующим поколениям GT-R. Журнал Wheels продолжил традицию, назвав R34 GT-R "Godzilla Returns" и описав его как "лучший управляемый автомобиль, который мы когда-либо тестировали".
Сегодня прозвище "Годзилла" стало синонимом не только технического совершенства, но и разрушительной мощи на треке. Как и его кинематографический тезка, GT-R "сметал и поглощал все живое на своем пути", оставив неизгладимый след в истории автоспорта и автомобилестроения.
Будущее GT-R: электрическая эра
Nissan не планирует навсегда хоронить легендарное имя. Как заявил президент компании Иван Эспиноса: "Для многих поклонников GT-R по всему миру я хочу сказать, что это не прощание с GT-R навсегда, наша цель — чтобы имя GT-R однажды вернулось".
В 2023 году компания представила концепт Hyper Force — полностью электрический суперкар мощностью 1 341 л. с. с твердотельными батареями. Этот концепт рассматривается как возможный прототип будущего R36 GT-R.
Однако недавние заявления руководства Nissan указывают на изменение планов. По словам главного операционного директора Nissan North America, новый GT-R будет гибридным, сочетающим турбированный двигатель с электрической системой. Релиз ожидается в течение 3-5 лет.
Пока же Nissan сосредоточился на преодолении финансовых трудностей и восстановлении позиций на рынке. Разработка нового GT-R продолжается, но точные сроки его появления остаются неопределенными.
Завершение производства R35 GT-R знаменует конец эпохи, но наследие "Годзиллы" будет жить в сердцах автолюбителей по всему миру, а будущее обещает новую главу в истории этой легендарной модели.