В условиях стремительных изменений в образовании и в целом в жизни нашего общества университеты переосмысливают свои задачи и подходы. Помочь им в этом призвана федеральная программа "Приоритет 2030". Какие трансформации проходят в сфере высшего образования, как новая стратегия меняет учебные процессы ИА AmurMedia узнало из первых рук, побеседовав с ректором Дальневосточной государственной академии физической культуры (ДВГАФК) Сергеем Галицыным.
— ДВГАФК — один из 14 спортивных вузов страны, который вошел в программу "Приоритет 2030" и один из трёх вузов в Хабаровском крае, наряду с Тихоокеанским госуниверситетом и Дальневосточным госуниверситетом путей сообщения. Что эта программа даёт вам как учреждению высшего образования?
— Мы уже три года в "Приоритете". Работа в рамках этой программы стала для нас серьезным вызовом и одновременно интересной возможностью. Раньше мы ориентировались в основном на количественные показатели — количество студентов, объем научных публикаций, участие в соревнованиях. Но в рамках "Приоритета 2030" ключевым стал запрос на образ будущего: не просто обновление инфраструктуры или расширение программ, а глубокое переосмысление миссии, ценностей и целей, в соответствии с запросами времени и целями государства. Нам пришлось задать себе фундаментальные вопросы: зачем мы существуем, какую роль хотим играть в обществе и как можем быть полезны региону и стране в целом в ближайшие десятилетия. Для Дальнего Востока мы спортивный ВУЗ, а для спортивных ВУЗов, которые есть по России, мы самый дальний. И этот слоган "Спортивный дальний" эту специфику подчеркивает.
Особое значение имеет интеграция традиционных знаний с современными технологиями. Развитие научных исследований, внедрение инноваций — без этого высшее образование не сможет соответствовать поставленным целям. В будущем мы видим себя как новый сетевой инновационный университет спорта и здоровья.
Главная идея, которая сегодня нас вдохновляет, — выйти за привычные рамки традиционного спортивного вуза и создать модель университета, ориентированного на здоровье и качество жизни. Мы понимаем, что физическая культура — это не просто спорт или набор упражнений, а комплексное управление здоровьем человека на всех этапах его жизни. И это синхронизируется со стратегическими целями и национальными проектами, такими, например, как "Продолжительная и активная жизнь", "Технологии здоровья", и, конечно, "Спорт России". Сегодня уже очевидно, что государственная задача состоит не только в том, чтобы лечить болезни или восстанавливать силы, а прежде всего — продлевать активную, полноценную жизнь, обеспечивать качество долголетия, управлять здоровьем.
— Что "управление здоровьем" означает на практике?
— Представьте себе тренера, который не просто заставляет бегать или делать стандартный набор упражнений, а умеет проводить комплексную диагностику состояния организма с помощью современного оборудования, анализировать полученные данные и формировать индивидуальные программы, учитывающие особенности каждого человека. Поэтому будущий специалист должен быть исследователем, разработчиком и предпринимателем. То есть он провел какую-то научно-исследовательскую работу, разработал программу или оздоровительную методику, а потом сумел презентовать, в хорошем смысле продать этот проект и реализовать его на практике.
"Приоритет 2030" даёт возможность обновлять материально-техническую базу, использовать в учебном процессе инновационные приборы и методики. Например в нашем случае — ультразвуковые системы, криокапсулы, окситерапию и другое. Это иной уровень компетенций — от простого оператора нагрузки к настоящему инженеру здоровья, который понимает биологию, физиологию, медицину и технологии.
— То есть речь идёт о междисциплинарном взаимодействии?
— Раньше кафедры работали довольно изолированно, каждая по своему профилю, и даже конкурировали друг с другом за ресурсы и внимание. Сейчас мы создаем среду, где биологи, медики, инженеры, айтишники и тренеры объединяются для разработки комплексных решений. Это непросто — приходится менять мышление, преодолевать сопротивление, перестраивать коллектив и процессы. Но без интеграции знаний и совместной работы невозможно создать по-настоящему инновационный университет.
— Как вы видите роль университетов в социальном развитии региона?
— Мы взяли на себя миссию, основной девиз которой "Жить и работать на Дальнем Востоке". Это означает, что перед нами стоит задача — не просто выпускать специалистов, которые уедут в крупные города и оставят регион без кадров, а готовить людей, которые останутся здесь, будут создавать свои проекты и бизнесы, развивать местные сообщества.
Спорт становится не только способом поддерживать здоровье, но и инструментом экономического и социального развития территории. Например, такой проект, как "Земской тренер" — это специалист, который едет работать в отдаленные районы, оживляет территорию спортом и здоровым образом жизни, организует массовые мероприятия, вовлекает людей всех возрастов в активность.
Сейчас идет смена парадигмы университетов. И если работать по-старому, то, получается, что вуз готовит кадры для прошлой линейки системы разделения труда. Но время изменилось, перед экономикой стоят другие приоритеты, и в них нужно попадать.