МВД России выступило с инициативой пересмотра правил допуска праворульных автомобилей на дороги страны. Соответствующая мера вошла в проект новой Стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Основанием для ужесточения требований стали данные о повышенной аварийности машин с правым рулем по сравнению с леворульными аналогами, сообщает ИА PriamurMedia.
По данным МВД, в 2024 году ДТП с участием праворульных автомобилей составили более 10% от общего числа аварий на российских дорогах. При этом, как считает ведомство, транспортный риск для таких машин более чем в два раза превышает аналогичный показатель для леворульных автомобилей. Транспортный риск — это риск, связанный с перевозкой грузов и людей. Он включает аварии, поломки техники или ошибки персонала. Например, сбой в работе рефрижератора может испортить скоропортящийся груз, а ДТП — повредить товар. Эти риски возрастают при использовании сложных маршрутов или нескольких видов транспорта
В проекте стратегии указывается на необходимость "пересмотра подходов к допуску к участию в дорожном движении транспортных средств с правым расположением рулевого управления на основе оценки рисков в области безопасности дорожного движения". Ведомство связывает рост аварийности с увеличением импорта праворульных автомобилей из восточных стран.
Как сейчас
В настоящее время в России действует техническое регулирование, основанное на требованиях Таможенного союза. Согласно Техническому регламенту ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", с июня 2012 года в России запрещена регистрация праворульных автобусов и микроавтобусов категорий М2 и М3 (транспортные средства с количеством пассажирских мест более 8).
Легковые автомобили с правым рулем категории М1 (легковой автомобиль для перевозки пассажиров, имеющий не более 8 мест для пассажиров без учёта водителя) продолжают допускаться к эксплуатации, однако для их регистрации требуется соблюдение ряда условий. В их число входят получение свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), установка системы ЭРА-ГЛОНАСС (обязательна с 2018 года), наличие подушек безопасности, перенастройка фар под правостороннее движение, соответствие экологическим стандартам не ниже Евро-5.
Как хотят сделать
Новый подход МВД к допуску праворульных автомобилей пока не содержит конкретных мер, но предполагает усиление контроля и возможные ограничения. В проекте стратегии подчеркивается необходимость стимулирования обновления автопарка и массового внедрения современных систем безопасности.
Эксперты прогнозируют, что возможные меры могут включать введение заградительных таможенных пошлин, запрет на регистрацию новых праворульных автомобилей, повышение требований к системам активной и пассивной безопасности, ужесточение возрастных ограничений для ввозимых автомобилей.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр отметил, что полный запрет маловероятен из-за риска социальной напряженности, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока.
В своем желании запретить "правый руль" МВД уповает на статистику аварийности. По данным аналитического агентства "Автостат", по состоянию на 1 июля 2024 года в России зарегистрировано 55,06 млн автотранспортных средств, из которых 46,81 млн составляют легковые автомобили. Количество праворульных автомобилей в российском автопарке оценивается приблизительно в 3,4 млн единиц, что составляет 5,6-6,2% от общего числа зарегистрированных транспортных средств.

Цена как главная интрига российского кроссовера
За 2024 год в России произошло 132 037 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 14 403 человека и пострадало 164 754 человека. Это на 0,3% меньше, чем в 2023 году.
За первый квартал 2025 года количество ДТП выросло на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, достигнув 24 тысяч происшествий. В них погибло 2,6 тысячи человек (-0,8%), а ранения получили 30,6 тысячи человек (+1,4%).
Согласно данным МВД, в 2024 году с участием праворульных автомобилей произошло 16 077 ДТП, что составляет 12,2% от общего количества аварий. В этих происшествиях погибло 1 734 человека и получили ранения 21 366 человек.
Особенно высокие показатели аварийности с участием праворульных автомобилей отмечаются в Дальневосточном федеральном округе, где такие ДТП составляют 71,2% от общего числа, несмотря на то, что праворульные машины составляют лишь 52,8% автопарка региона.
Наибольшее количество ДТП с участием праворульных автомобилей в 2024 году зафиксировано в Красноярском крае, Приморском крае, Хабаровском крае и Иркутской области. Явились ли владельцы праворульных автомобилей виновниками этих ДТП, статистика не сообщает.
Транспортный риск для праворульных автомобилей составляет 4,9 (количество ДТП на 10 тысяч транспортных средств), что превышает показатель для леворульных машин (2,1). Для сравнения: транспортный риск для грузовых автомобилей составляет 6,1, для автобусов — 6,8, для мототранспорта — 5,5.
Дальний Восток — это святое
Праворульные автомобили наиболее распространены в регионах Сибири и Дальнего Востока, где их популярность обусловлена близостью к странам-поставщикам (прежде всего Японии), доступной стоимостью, небольшим пробегом и лучшим соотношением цена-качество по сравнению с изделиями отечественного или китайского автопрома.
В первом полугодии 2025 года через Владивостокскую таможню прошло более 137 тысяч автомобилей для личного пользования, что на 20% больше, чем в аналогичный период 2024 года. Большинство из них составляют праворульные автомобили, производства Японии.
Для многих жителей дальневосточных регионов праворульные автомобили остаются единственным доступным способом приобрести качественный и надежный транспорт. Эксперты отмечают, что любые ограничения должны учитывать социально-экономические реалии регионов и применяться постепенно, с предоставлением альтернативных решений.
Инициатива МВД по пересмотру правил допуска праворульных автомобилей вызвала неоднозначную реакцию. Сторонники мер указывают на статистику аварийности и необходимость повышения безопасности дорожного движения. Противники считают, что проблема заключается не в расположении руля, а в общем состоянии автопарка, качестве дорог и культуре вождения. Окончательное решение по данному вопросу ожидается в рамках утверждения новой Стратегии безопасности дорожного движения до 2030 года.