Строительная отрасль сегодня переживает не самые легкие времена. Высокая ключевая ставка — один из многих факторов, оказывающих давление на девелоперов. Тем не менее компании продолжают работать и возводить объекты. О том, как обстоят дела в отрасли, корр. редакции ИА PriamurMedia поговорил с вице-президентом ГК "ФСК" Александром Ткаченко, входящим в "Топ-1000 российских менеджеров".
Напомним, Группа компаний "ФСК" — это крупный федеральный девелопер, работающий в строительной отрасли более 20 лет. Группа входит в ТОП-5 крупнейших компаний страны по объему текущего строительства, специализируясь на строительстве жилья во всех ценовых сегментах — от комфорт-класса до премиального жилья, а также возводит объекты коммерческой недвижимости, энергетики, транспортной и социальной инфраструктуры.
— Прошлый год компания завершила с положительной динамикой и объявила о планах по старту новых проектов, в том числе в регионах. Александр Александрович, расскажите, а какие планы в нашем регионе?
— В Приморском крае, а именно во Владивостоке, уже второй год ведем активное строительство. Сегодня у нас в этом городе два проекта на разной стадии готовности. Это жилые комплексы бизнес— и комфорт-класса с интересной концепцией, объектами социальной инфраструктуры, качественно обустроенными дворами, зонами отдыха для детей и взрослых, детскими площадками для разных возрастных групп.
В Благовещенске мы планируем реализовывать несколько проектов. Подробностями пока делиться еще рано — мы находимся как раз на этапе подбора подрядных организаций. Благовещенск расположен на границе с другим государством, это своего рода "восточные ворота" России, поэтому для нас важно, чтобы наши объекты здесь достойно были представлены, являлись фасадом России на Востоке. Как бы это пафосно ни звучало, но, считаю, что с точки зрения правильного девелопмента, красивых и комфортных градостроительных решений мы даем новую жизнь городу.
— Расскажите, как влияет текущая экономическая ситуация на отрасль?
— К сожалению, сегодня в строительной отрасли реалии не очень радужные: высокая ключевая ставка, недоступность рыночной ипотеки, рост себестоимости строительства и на этом фоне — снижение темпов продаж. Это значит, что застройщики во избежание затоваривания будут вынуждены приостанавливать старты новых проектов или отдельных очередей, что приведет к снижению темпов строительства в перспективе. Мы все видим, что выдача ипотеки сокращается, в среднем по России она снизилась в 2 раза. Мы также понимаем, что следующий год может показать в целом по рынку отрицательную динамику по темпам ввода. Поскольку строительная отрасль является системообразующей, то снижение динамики может сказаться и на всей экономике в целом (на ВВП, снижении налоговых поступлений и пр.) и следствием может быть ухудшение жилищных условий россиян.
— Ощущает ли ваша компания это влияние и что предпринимает, чтобы его нивелировать?
— Наша компания также ощущает на себе последствия высокой ставки ЦБ. Конечно, строить и продавать в таких условиях очень непросто. Сегодня для девелопера крайне важно четко, практически в ручном режиме отслеживать спрос и соотносить его с финмоделями проектов. При необходимости мы корректируем объемы строительства, вводим на отдельные проекты акции, которые могли бы поддержать продажи и сделать покупку для наших клиентов доступной.
— Отвечая в компании за закупки, вы наверняка хорошо знаете как за последние два-три года изменилась ситуация по закупкам, ведь многие поставщики ушли с рынка. Какие вызовы пришлось преодолеть, к чему это привело, какие импульсы для развития это дало компании?
— Если смотреть на ситуацию в динамике, то, начиная с 2022 года, первое полугодие было достаточно непростым для нас. Мы получили порядка 50 писем от различных международных компаний о приостановке поставок и вынуждены были оперативно искать замену этим производителям. Мы нашли аналоги в дружественных странах (прежде всего в Китае и Турции) и применили в своих проектах их продукцию. Сегодня ситуация существенно проще и легче. Нет ни одной категории товаров, которых нам не хватает для обеспечения строительного процесса. Логистика стала сложнее и дольше, но мы учитываем этот фактор и заранее планируем закупки с учетом временного плеча. К примеру, ранее для некоторых своих объектов лифты мы поставляли из Европы. До Москвы они доходили за 2-3 месяца, сейчас мы закупаем их в том числе и из Китая, и они идут к нам 6-7 месяцев, но все едет по графику.
— Как компания справилась с задачай по импортозамещению? В регионах вы привлекаете местные компании к закупкам или сотрудничаете только с теми, кто базируется в столице?
— Уход западных компаний стал стимулом для развития отечественного производства. При поддержке правительства РФ предпринимается много мер в части стимулирования российской промышленности, в том числе импортозамещения. В нашей компании доля импортной продукции по состоянию на январь 2022 года составляла порядка 17%, сейчас мы снизили эту долю до 4–5%. Приведу в пример те же лифты. Раньше скоростные лифты на территории России не выпускались. Сегодня ряд российских компаний открыли их производство у нас. Лифты прошли все необходимые испытания, получили все сертификаты, и мы уже рассматриваем применение этой продукции в наших проектах.
Если говорить о региональной специфике Дальнего Востока, то есть свои особенности, с которыми мы сейчас знакомимся. Количество производителей значительно меньше, вариативность продукции существенно ниже, чем в Центральной России. Но когда мы заходим в тот или иной регион, мы в первую очередь смотрим на то, что есть в этом конкретном месте, и прежде всего пытаемся договориться с местными компаниями-производителями и делаем акцент на них. Если мы понимаем, что та или иная категория у нас не "закрывается", то расширяем зону поиска вплоть до Урала и Центральной России или рассматриваем альтернативу за рубежом.
— По какому принципу вы выбираете поставщиков для компании?
— Компания для работы с нами должна зарегистрироваться на нашем корпоративном сайте fsk.ru в разделе "тендеры". Компания проходит аккредитацию, подгружает стандартный пакет документов и проходит проверку на свою "надежность". Мы смотрим на то, что она платит налоги, не замешена в каких-то судебных спорах и т.д. Далее мы рассматриваем качество продукции, которое предлагается, с точки зрения технологичности, с точки зрения применимости на нашем объекте. Мы делаем обязательный аудит того или иного производителя. Если мы понимаем, что с какой-то компанией мы хотим заключить контракт, наши сотрудники выезжают на место и по утверждённому чек-листу, в котором полсотни вопросов, проверяют производство и его продукцию. И только после оценки качества контрагента, его продукта мы начинаем обсуждать коммерческую часть.
В выборе поставщика инженерного оборудования для нас важна также возможность и стоимость эксплуатации, поскольку все это влияет на конечную стоимость владения. Важно понимать, сколько будет стоить эксплуатация, есть ли ремонтная база. Не секрет, когда экономика начала разворачиваться на Восток, мы столкнулись с тем, что по многим категориям товаров не было официальных представительств китайских компаний в России. Это означает, что не было технической поддержки, ремонтной базы, инженеров и даже запасных частей оборудования. При поломке оборудования необходимо было ожидать месяцы, пока придет запасная деталь. Сейчас эта ситуация исправляется.
— За последние годы насколько изменилась система закупок, проходит ли она цифровую трансформацию, увеличивается ли доля автоматизации процессов?
— Любые масштабные изменения в компании и ее прогресс невозможен без цифровизации, но заниматься цифровизацией ради цифровизации мы не хотим. Мы активно внедряем новые сервисы, усовершенствуем процессы для улучшения продукта, рабочих и производственных процессов.
В целом если брать нашу экономику, то она находится в непростом периоде, связанным с демографическим падением. Это влияет на все отрасли, в том числе и на нашу. В строительной отрасли цифровизация помогает сделать легче те или иные процессы, позволяющие нам уменьшить влияние конкретного исполнителя на результат. То есть мы хотим повысить скорость работы, снизить количество ошибок и зависимость от человеческого фактора. Поэтому цифровые продукты — это инструмент, которым мы пользуемся в нашей повседневной работе. Одна из наших последних разработок — чат-бот, который мы запустили в октябре 2024 года. Он круглосуточно общается с внешними контрагентами вместо тех трех сотрудников, которые ранее делали это в свое рабочее время. И мы видим хорошую конверсию от его работы.
— Ваше имя входит в "Топ-1000 российских менеджеров", "Топ-20 директоров по закупкам" и другие рейтинги. А с чего начиналась ваша карьера? Как она развивалась и как вам удалось собрать вокруг себя команду?
— В сферу закупок меня привела сама жизнь. Пришел в строительный бизнес и прошел путь от рядового менеджера. В своей работе я и моя команда руководствуемся теми ценностями и принципами, которые транслируются в нашей компании — это открытость, доверие, проактивность, развитие, справедливость, эффективность. Кажется банально, но на практике это базовые качества, которые помогают не только личному развитию отдельного сотрудника, но и развитию компании в целом. Мы работаем на общий результат.