Рискуя жизнью, в дождь, метель или морозы она спешит к своим ученикам в тайгу. Чтобы добраться к детям, сельская учительница на оленях преодолевает более двух сотен километров. И это не история из прошлого, а уже ставшая привычной жизнь педагога кочевой школы из с. Усть-Нюкжа Тындинского района Амурской области. Благодаря такой организации процесса образования, ученики начальных классов коренных малочисленных народов Севера продолжают жить в тайге вместе с родителями, им не приходится уезжать на время учебы в интернат, сообщает ИА PriamurMedia.
Светлана Абрамовна Васильева работает педагогом кочевой школы уже восемь лет. К ученикам в тайгу отправляется вместе с мужем Геннадием Павловичем, он же помощник воспитателя. К долгой дороге готовятся тщательно. Заботятся не только о себе, но и об оленях. Для животных обязательно берут медикаменты. С наступлением нового учебного года в путь отправляются в конце сентября.
Светлана Абрамовна с супругом Геннадием Павловичем. Фото: Светлана Васильева
"Некоторые стойбища друг от друга находятся в 100 км. Одни эвенки любят жить подальше от скопления людей, другие наоборот с родственниками. Кто в горах, кто на равнине живет. Самая дальняя стоянка табора — 240-300 км от поселка. Добираемся сначала на машине, потом на оленях едем до самого ученика. Дорога занимает порой до двух недель. Если нет пурги, снега, то мы быстрее едем. Если непогода, то дорогу заметает, оленям очень сложно идти. Приходится мужу им прокладывать путь. Даем также животным отдохнуть и сами отдыхаем, разбиваем стоянку, устанавливаем палатку. Когда отпускаем оленей кормоваться, то они теряются, потом ищем их по лесу по следам.
Как-то ехали весной, по дороге увидели медвежьи следы. Косолапый уже вышел после зимней спячки из берлоги. Муж сказал, что нужно остановиться, потому что дальше ехать опасно, можно потерять оленей. Мы так и сделали, оленей не стали отпускать. Уехали только на следующий день, когда были уверены, что медведь не догонит. Конечно страшно бывает, но у нас, у эвенков, это в крови, мы уже привыкли", — рассказывает Светлана Абрамовна.
В кочевой школе, как и в обычной, дети сидят за партами, уроки начинаются со звонка, правда здесь звучит колокольчик. Кабинетом служит палатка учительницы. Новую устанавливать непрактично — это лишние расходы дров. Уроки начинаются с 9.00, длятся по 45 минут. Маленькие перемены — по 10 минут, большие — по 30. За это время ребята успевают не только отдохнуть, но и помочь родителям. К примеру, пригнать оленей. Педагог тоже распределяет время с умом — в перерывах между уроками успевает заниматься домашними делами. Быт никто не отменял.
"Совмещаем полезное с приятным. Пока варю, стряпаю, учу. Первый урок обычно русский язык или окружающий мир у нас. Вторым идет математика, как раз к этому времени детки просыпаются, учебный процесс идет. У нас есть и технология, на ней мы создаем поделки.
Я преподаю еще английский. Дети говорят на русском, но мы на уроках делаем опору и на родной эвенкийский язык, национальную литературу проходим. Во что бы то ни стало, мы хотим сохранить наш эвенкийский язык, он древний, но наш родной, нужно на нем уметь говорить тоже. Не забываем про свои традиции, промыслы. Навыки общения прививаю детям, потому что они живут в тайге изолированно, у них узкий круг общения.
В тайге каждую неделю стараюсь проводить мероприятия: викторины, конкурсы, на День учителя мы с детьми менялись ролями: мой ученик становился учителем, а я — ученицей. Им очень нравится. Такая форма работы очень полезна, дети раскрываются. Приглашаем в нашу школу родителей, чтобы посмотрели на своих детей, они очень довольные, когда видят чему научился их ребенок", — рассказывает Светлана Абрамовна.
Учебный класс в эвенкийской школе. Фото: Светлана Васильева
Когда педагог уезжает в другое стойбище, учебную эстафету принимают родители. Они вместе с детьми выполняют оставленные учителем задания. Несмотря на сложности, для мам и пап это лучший вариант, нежели разлучаться со своим чадом и отдавать его в интернат. В учебном году Светлана Абрамовна домой возвращается лишь в конце второй четверти и остается на Новый год. В село приезжает еще в марте на День оленевода и охотника. А так весь учебный год "кочует" по своим любимым школьникам в тайге.
"Когда дети приезжают учиться в базовую школу, учителя проводят мониторинг, тесты, какой у них уровень знаний после обучения в кочевой школе. За все время жалоб не было. Все хорошо.
У меня мои дети уже выросли. Одна дочь в Санкт-Петербурге, другая в Благовещенске в университете учится. Когда они были маленькие, я решила показать им пример, что нужно учиться, развиваться. Я тогда в школе подрабатывала, потом заочно получила образование и стала педагогом. С эвенками очень важно уметь находить контакт, ведь они закрытый народ, не каждому открываются. А я то всех знаю здесь: и родителей детей, и бабушек детишек. Сама в тайге выросла.
Я очень люблю наблюдать за своими учениками, чувствую, что они мне рады, я им нужна. Нелегко конечно работать в такой школе, но ради детей это того стоит. Нужно эвенкийский язык поддерживать, традиции", — говорит педагог кочевой школы.
Сохраняя традиции, эвенки не отказываются от современных технологий. Живущие в тайге дети активно пользуются телефонами, хотя и нет там связи, педагог учит их работе на ноутбуке и мечтает, чтобы цивилизация одним глазком "заглянула" в густую чащу тайги.
"Хочу, чтобы для нашей кочевой школы установили оборудование, чтобы был интернет. Я бы могла консультироваться с администрацией школы, у меня хромает немножко английский язык. Для меня могли бы проводить онлайн-занятия. Говорят, что можно сделать, но это дорогостоящее удовольствие", — делится Светлана Абрамовна.
О временах, когда в Приамурье не было кочевой школы, помнит Тамара Федоровна Андреева — председатель семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера "Агдан", с. Усть-Нюкжа Тындинского муниципального округа. Говорит, раньше в роли учителей были родители. Вспоминает времена, когда малышам весь учебный год приходилось жить в интернате. Лишь в декабре и на летние каникулы приезжали в тайгу к родным, а им так хотелось быть рядом с мамой и папой.
"Благодаря кочевой школе родители и их чада не скучают друг по другу. У меня у самой дети учились в такой школе и внуки тоже. Но раньше учитель почти не ездил к нам. Мы сами учили детей писать, читать. Нам в сентябре в школе задания давали, мы по ним уроки учили в тайге. В деревню приезжали на Новый год 25 декабря, дети шли в школу, сдавали выполненные задания учителям, они проверяли, ставили оценки и новые задания давали. Их мы должны были сделать до конца мая.
Так учились в 90-ые годы, потом, лет 8 назад, отправляли малышей в интернат, они без родителей там жили, забирали их в тайгу на каникулы. В 2006-ом году из Франции этнограф приехала и по ее инициативе на средства районного и областного бюджета организовали такую школу.
Кочевая школа для нас очень востребованный проект. Дети получают знания без отрыва от родителей, изучают культуру эвенкийского народа, получают навыки традиционных промыслов, которые передают им родители, учатся изготавливать орудия труда, ухаживать за оленями, охотиться, не забывают наши обычаи, традиции", — рассказала Тамара Андреева.