"Бессмертный полк" в Благовещенске вновь вышел на улицы города после двухлетнего перерыва и собрал около 30 тысяч человек. Каждый из участников нес память о тех, кто защищал Родину в годы Великой Отечественной войны. Истории амурских ветеранов уз уст их потомков — в материале ИА PriamurMedia.
Сергей Гозалян на шествие пришел с дочерью Тагушей и племянницей. В руках сразу три штендера: это Каропет, Абрам и Арюш Гозалян.
— В семье нас было пятеро сыновей и три дочери. Из сыновей я самый младший, родился в 1942 году. Когда на фронт в первые дни войны призвался Каропет, я еще даже не появился на свет. Ему было всего 17 лет, он попал в армянскую дивизию в Ереване, — рассказывает Сергей.
Истории "Бессмертного полка". Фото: ИА PriamurMedia
С пулеметом в руках Каропет прошел всю войну, несколько раз был ранен. Фронтовой путь завершил в Берлине, где он обеспечивал безопасность солдат, которые водружали знамя над Рейхстагом.
— Он вспоминал, как к нему подходили немецкие дети и просили: "Brot!", то есть хлеб. Голодные были. Он им весь паек и отдал. Когда вернулся, то своими руками построил дом в Новом Афоне, где дожил до грузино-абхазской войны. Во время конфликта его, беззащитного ветерана, выставили из дома. Он уехал к родственникам в Курган и дожил до 95 лет, — рассказывает дочь Сергея Тадуша.
Второй брат, Абрам Гозалян, попал на Сталинградский фронт. Арюш, двоюродный брат, был военным летчиком и сражался в небесах Прибалтики. Память о них в семье бережно хранится: есть газетные статьи, медали, ордена. Сам Сергей пошел по стопам братьев, служил три года в армии сапером. Военную карьеру продолжил и внук, который с утра, до "Бессмертного полка", участвовал в параде на площади Ленина.
— Этот "Полк" — великая память о наших воинах, о братьях. Я виноват, что не несу еще одну фотографию. Наша двоюродная сестра, Ася Гозалян, она военный врач. Но я ее фотографии не нашел, — переживает Сергей.
Нет штандарта и с фотографией Павла Ельчанинова, дедушки Елены. Она вместе с семьей ходит в "Бессмертном полку" с самого начала. На штендерах в их руках фотографии двух братьев Мершеевых, Николая и Константина.
Истории "Бессмертного полка". Фото: ИА PriamurMedia
— Они попали на фронт в 1942 году и участвовали в обороне Сталинграда, в самом пекле. Константин пропал без вести, предположительно в "калачевском котле". Его имя высечено у нас на площади Победы. Также пропал без вести и мой дедушка, Павел Никифорович. Но все они с нами, в "Бессмертном полку", — со слезами в голосе рассказывает Елена Урянская.
Другая участница "Бессмертного полка", Людмила Фролова, сама уже ходить не может. Она крепко сжимает штандарт с фотографией сестры, Клавдии Константиновны.
Истории "Бессмертного полка". Фото: ИА PriamurMedia
— Она весь фронт прошла, вернулась домой. Была простой медицинской сестрой, но ее все любили, — тихо рассказывает женщина и добавляет, что самое главное в шествии для нее — пронести портрет сестры.
Оказалось, что и сама Людмила Константиновна — личность неординарная. Она долгое время проработала в Благовещенске заместителем главврача областного роддома. К коляске выдающегося акушера-гинеколога подошел с благодарностями мужчина: он вспоминает, как врач спасла его сыновей и помогла жене во время родов.
Оксана, дочка Людмилы Константиновны, рассказывает, что семьей участвуют в "Полке" с самого начала:
— Я патриот своей страны, люблю свой город, и это шествие — замечательная идея. Радует, что в нем принимает участие много молодежи. Мама раньше ходила своим ходом, сейчас уже на коляске ее возим, и она каждый раз принимает участие с удовольствием.
Еще одни постоянные участники "Полка" — семья Зайцевых, Яна с дочкой Катей и внучкой Юлей. На их штендере — дед Ефим Захаров. На войне он был водителем, до Берлина не дошел совсем немного и вернулся домой.
Истории "Бессмертного полка". Фото: ИА PriamurMedia
— Он всю жизнь водил, и ни разу ни в кого не въехал и в него никто не врезался. Так что мы берем с него пример и всегда вспоминаем, когда за руль садимся! — улыбается Яна.
Ей было всего 10 лет, когда дед умер, но некоторые военные истории она помнит.
— Он рассказывал, что они долго были в окружении, целый год. Жили прямо на болотах, и бывало так, что вертолет или самолет сбрасывает провизию, а ее на немецкую сторону сносит, и они опять сидят голодные. Поэтому с войны он вернулся с больным желудком, умер в 1977-ом году от рака желудка. А еще рассказывал, что дружно жили там, не было ссор, все друг за друга держались, — вспоминает амурчанка и добавляет, что обязательно будет передавать память о дедушке дальше.
В память о своих дяде и дедушке Александр Остапенко с сыном и внучкой, кроме портретов, вынесли знамя.
— Оно у меня уже лет 30, я же все-таки в советской стране вырос! Передали его дядька и дед, как наследие хранится. Они сами с Октябрьского района, оба прошли войну и дошли до Берлина. Дядька вообще всю Финскую войну прошел и Германскую, больше семи лет дома не был, а дед с октября 41-го по 46-ой год отсутствовал. Оба живыми вернулись! — рассказывает мужчина. По его мнению, пройти в "Бессмертном полку" должен каждый, чтобы почтить память предков.
Этого же мнения придерживается и Ангелина Сафронова. На шествие она, как председатель Амурского молодежного совета эвенков, собрала коренных жителей Амурской области, чьи предки тоже принимали участие в Великой Отечественной войне. В этот день они были в национальной одежде.
- Именно от организации мы идем впервые. Однако "Бессмертный полк" и День Победы для меня — это честь, это благодарность за мирное небо. Я несу портрет Сафрона Сафронова, моего дедушки. На войне он был снайпером. Ушел воевать в 41-ом году, дошел до Польши, потом отправился на Сахалин воевать с Японией, и домой он вернулся только в 46-ом. У него родилось семеро детей, и один из них, мой отец, появился на свет 9 мая. Сегодня ему исполняется 65 лет! Поэтому для нашей семьи это особый день, — говорит Ангелина Сафронова.
Заранее готовиться к "Бессмертному полку" начинают и в семье Руденко. Степан даже специально приобрел ружье 1942-го года выпуска, нашел шапку и тулуп. Говорит, что шествие для него — это историческое наследие, без которого никуда. На их штендере — Иван Севастьянов, отец его жены Татьяны.
Истории "Бессмертного полка". Фото: ИА PriamurMedia
— На войну он ушел в 16 лет, год был в учебке. Дошел до Берлина, через Варшаву и Польшу. На фотографии ему 20 лет, он тогда как раз вернулся с фронта. Ему всего 20 лет было, самый молодой разведчик в своей разведшколе, — вспоминает Татьяна.
Всего в шествии "Бессмертного полка" в Амурской области приняли участие около 75 тысяч человек.