Ковид и санкции наложили свой отпечаток на бизнес. Кому из амурских предпринимателей удалось быстро перестроиться, помогает ли реально бизнесу государство и насколько последние два года проредили список юрлиц и ИП в области? Обо этом и многом другом в интервью ИА PriamurMedia c председателем амурского регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Марией Сафроновой.
— Мария Анатольевна, как амурские предприниматели справились с событиями последних двух лет?
— Конечно, условия пандемии и санкций сказались на всех видах деятельности, без исключения, где-то в большей степени, где-то в меньшей. Предприятия, имеющие стабильную "финансовую подушку", и которые наименьшим образом зависят от внешних факторов, — им было немного легче. Сильнее всего, по мнению и органов власти, и общественных организаций, пострадали индустрия кино, туристический бизнес, ориентированный на внешний туризм, сфера общественного питания. Но тем не менее я не могу констатировать массовое закрытие бизнесов. Да, были предприниматели, которые сжимались, сокращали свои мощности, а некоторые даже уменьшали штаты. Но есть и такие, кто успешно мимикрировали под сложившиеся условия, понимая, что как раньше уже не будет и бизнесу сегодня надо пересматривать свое отношение и подходы к ведению предпринимательской деятельности.
— Расскажите подробнее про те сферы, которым удалось приспособиться к событиям последних лет. Что это за предприниматели?
— Среди членов нашего делового объединения есть предприниматели, которые благополучно в кризисный период смогли диверсифицировать свои предприятия:
— покупали земли для строительства производственных площадей;
— открыли, совершенно "с нуля" производство импортозамещающей продукции для ремонта и строительства;
— несмотря ни на что продолжали реализовывать государственные контракты;
— покупали целые здания "себе в убыток", что по истечении времени привело к функционированию и уже даже прибыли.
Здесь все зависит от двух факторов: от желания и ресурсов.
— А есть те, кто открылся в течение этих двух лет и успешно закрепился на рынке?
— Если говорить про крупный бизнес, то могу точно сказать, что Амурская область является сегодня достаточно привлекательным регионом для ведения и открытия бизнеса. Уверена, что новых инвестиционных проектов уже достаточно много и в ближайшее время они начнут успешно реализовываться.
А вот в сфере малого и среднего бизнеса предпринимателям немного проще. Так, например, за последний год открывались юридические услуги, образовательные и прочие сферы услуг. Есть коллеги, которые занялись клининговыми услугами, производством и укладкой покрытий для спортивных площадок. Пусть это не какие-то космические обороты, но это все равно многого стоит.
Согласно открытым данным на сайте налоговой службы, в Амурской области в мае 2020 года было зарегистрировано 27 096 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них 9 900 — это юридические лица, 17 196 — ИП. В мае 2022 года картина выглядит следующим образом: всего 26 238 субъектов, из которых 9 295 юрлиц и 16 943 индивидуальных предпринимателей.
Получается, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства в области за два года сократилось на 3,2%.
— С какими сложностями чаще всего сталкивается бизнес в Амурской области и как их получается преодолевать?
— Если говорить про те сферы, которые пострадали сильнее всего, то у них до сих пор все непросто. Например, сфера общественного питания: сейчас идет нестабильное ценообразование, сельхозрынок у нас в дефиците качественной продукции. В деятельности лесного хозяйства есть определенные сложности с транспортировкой, вывозом и сбытом товаров. Эти проблемы мы сейчас пытаемся решить как на региональном, так и на федеральном уровне. Но это все требует времени, сил и кропотливой работы. Практически по всем направлениям бизнеса ищутся новые каналы сбыта.
— То есть проблемы сплотили наших предпринимателей?
— Это не тенденция последнего времени. Бизнес стал более сплоченным за последние, наверное, пять лет. Дело в том — я сейчас говорю преимущественно про малый и средний бизнес — что предприниматели стали понимать, что в одиночку решать проблемы тяжелее. Бизнес начал объединяться в ассоциации, федерации, союзы. Мы продолжаем сохранять некую конкуренцию, но при этом остаемся в партнерских отношениях.
— Сейчас много говорится о государственной поддержке бизнеса. На ваш взгляд, насколько она эффективна? Или, может, это больше "для галочки"?
— Точно не "для галочки". Я знаю большое количество предпринимателей малого сектора, которые благодаря этому выстояли в ковид и период санкцией. Линейка мер господдержки действительно большая. Это и введение моратория на проведение плановых проверок бизнеса, и налоговые послабления, обучения сотрудников за бюджетный счет и прочее. Еще 10 лет назад такое даже представить было сложно. Поэтому, я считаю, что при правильном подходе, легальном ведении бизнеса, при наличии трудоустроенных кадров, со всеми уплатами во внебюджетные фонды, налоговыми отчислениями и прочим, любой предприниматель может на законных условиях воспользоваться этими видами поддержки. Но опять же мы должны понимать, что взять деньги у государства — это не просто так. У них есть целевое назначение, за них надо отчитаться, а с этим не все хотят связываться. При этом есть и такие бизнесмены, которые принципиально не пользуются разными видами поддержки. Но у них менталитет другой — выживать самостоятельно.
— Если говорить в целом о том, насколько привлекательна Амурская область для бизнеса?
— Я считаю, что бизнесом можно заниматься на любой территории. В нашу область заходят крупные инвесторы, которые готовы вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, в сферу общественного питания, туризм, в сферу развлечений. Есть большое количество партнеров в Китае, которые хотят работать с нами. Поэтому, если работать правильно и качественно, твоими услугами или товарами будут пользоваться в любом регионе.
Выживает или развивается: как два последних года отразились на бизнесе Приамурья. Фото: Мария Сафронова
— А наши предприниматели часто выходят за пределы области?
— Есть те, кто работает на территории города и им этого хватает. Я считаю, что масштабироваться нужно, и грамотному предпринимателю это всегда принесет результат. Это вопрос как экономический, так и твоего собственного потенциала. Наши бизнесмены стали о себе заявлять, и их уровень ничем не отличается от западных. У нашей объединения "Деловая Россия" налажена коммуникация в огромном количестве стран: Эмираты, Турция, Китай и так далее. И все члены нашего объединения могут пользоваться этим ресурсом.
— То есть, подводя итог, можно сказать, что ковид и санкции — это не самые серьезные факторы, которые влияют на бизнес?
— Они не могут не наложить отпечаток, сейчас время непростое. Да, есть люди, которые потеряли свои сбережения полностью, но даже среди них есть те, кто не унывает. Есть такие, у кого ситуация критическая — но это, к счастью, не большинство. Но кто такой предприниматель? Дословно — человек, который что-то предпринимает, и даже в такое непростое время. Главное — чтобы ему не мешали.