Марина Шелихан: Амурчане вернулись к Гоголю и Шекспиру

Зачем взрослым книги из школьной программы и как за 30 лет изменился читатель - в материале ИА PriamurMedia
Марина Шелихан в 2025 году отметила сразу два юбилея: свое 60-летие и 30 лет в библиотечном деле
Фото: библиотека-обсерватория им. Б.А. Машука

PriamurMedia, 29 декабря. В благовещенской библиотеке-обсерватории им. Б.А. Машука провожают на заслуженный отдых одного из старейших сотрудников, ведущего библиотекаря и ветерана труда Амурской области Марину Михайловну Шелихан. В 2025 году она отметила сразу два юбилея — свое 60-летие и 30 лет в библиотечном деле. 30 декабря станет ее последним рабочим днем.

Корр. ИА PriamurMedia встретился с виртуозом библиотечного мастерства и знатоком литературного слова, чтобы узнать о ценности книг в неоднозначном XXI веке и современных трендах.

— Марина Михайловна, когда Вы пришли в библиотечное дело и почему остались здесь на полжизни?

— Я начала работу осенью 1995 года, вскоре после окончания института — по образованию я библиотекарь и преподаватель русского языка и литературы. В первую очередь мною двигали любовь к читателю, книгам и нашему городу. Хотелось творить на благо Благовещенска.

Библиотеки — это двигатели культуры, они формируют душу людей.

— Читатель 90-х годов и сегодняшний — это разные люди?

— Они отличаются, но не кардинально. Любовь к чтению, автору и общению была тридцать лет назад и остается в людях сегодня. Но в читателях ощущается быстротечность всей нашей жизни: они стали более торопливыми и стараются не тратить время на выбор книги.

В то же время сегодняшний читатель — современный, всезнающий, грамотный. И мы комплектуем фонды по этим запросам.

— Как изменилась роль библиотекаря?

— На мой взгляд, особых перемен нет. Но мы идем в ногу со временем.

Библиотекарь теперь не только выдает книги: он знает компьютерные программы, составляет яркие анонсы, пишет сценарии, проводит мероприятия, ищет социальных партнеров.

Библиотека меняется — меняемся и мы.

— Согласны ли вы, что век книг и чтения заканчивается?

— Вопрос неоднозначный. Если сравнить 1995 и 2025 годы, то, конечно же, разница есть: бумажные книги читают меньше. Но люди не перестали читать вообще, просто изменился формат — электронные, аудиокниги. И это здорово, что есть выбор, — лишь бы читали!

— А дети? Кажется, они совсем не тяготеют к чтению.

— Поспорю! Хоть я работник взрослого отдела, но прекрасно знаю, что происходит в детском: школьники читают много, особенно летом, когда им выдают список литературы.

— Но это, выходит, чтение по принуждению...

— Да, но у нас также очень много активных детей, которые участвуют в различных читательских конкурсах и выигрывают призовые места. Без чтения этого бы не было. Все конкурсы заточены на то, чтобы ребенок читал книги.

— Какие новшества лично вы внедрили в библиотеке за 30 лет?

— Сколько всего было — можно говорить долго. Но у меня действительно есть несколько проектов, которые живут и обновляются десятилетиями, не теряют своей актуальности и до сих пор востребованы.

Во-первых, это встречи для садоводов Благовещенска. Больше нигде в городе ничего подобного нет. Мы приглашаем экспертов, и наши садоводы узнают много нового и полезного.

Хотелось бы отметить работу с детьми из организации "Открытый мир" — это ребята с ограниченными возможностями здоровья. На семейные встречи они приходят вместе с родителями, и в стенах библиотеки мы занимаемся, рисуем, клеим, пишем. Таких детей не обманешь. Они чувствуют наше тепло и искренность. 

Мы часто проводим презентации книг амурских писателей. Эта инициатива возникла еще до моего прихода, но я стала ее "проводником", сохранив традицию.

У нас много хороших авторов, с которыми нужно встречаться, общаться. Но мы также проводим встречи, посвященные памяти амурских писателей, которых с нами уже нет. Часто рассказываем о Борисе Машуке, чье имя носит библиотека; знакомим горожан с творчеством Станислава Повного — известного поэта, прозаика, сына полка, который мальчишкой прошел всю войну; говорим о Нине Дьяковой, Светлане Борзуновой, Игоре Игнатенко... Много таких имен, и интерес к ним не угасает. 

Отдельно хочу отметить директора библиотек Благовещенска — Александру Анатольевну Рихновец, без поддержки которой не было бы многих моих инициатив. Это тот руководитель, с которым всегда легко работается: под ее началом продолжали жить старые проекты и зарождались новые начинания. Работать с ней одно удовольствие, это просто замечательный человек. 

— Марина Михайловна, Вы знали Бориса Машука лично. Каким он запомнился?

— Строгий, высокий, очень красивый, импозантный, всегда хорошо одет. Борис Андреевич был уникальным рассказчиком — его не переслушаешь. Много и с увлечением Борис Машук рассказывал о своем творчестве, работе в газетах, поездках по области и встречах с читателями самых разных возрастов. 

— Кто из авторов произвел на Вас самое сильное впечатление при встрече?

— Сложно выбрать. Но я хочу сказать о том, кого давно с нами нет — Станиславе Митрофановиче Сахунчике. Это человек энциклопедических знаний, казак, поэт, писатель и редчайший профессионал — специалист по экологическим экспертизам, каких в России единицы.

И, конечно же, не могу не вспомнить о Владиславе Григорьевиче Лецике. Это редактор наших крупнейших журналов, всех выходящих в Благовещенске книг. Человек с яркой харизмой, острым умом, непередаваемым юмором.

Каждый человек уникален, и творчество его интересно. И я говорю не только о маститых писателях, но и тех, кто "вырос" совсем недавно: это Анна Юрьева — моя коллега, Антонина Яхина, Андрей Коваленко и многие другие амурскиек писатели и поэты.  

— Расскажите о самом незабываемом событии в жизни библиотекаря?

— Ярких и памятных дней в моей долгой библиотечной жизни было очень и очень много. Но, как истинному ценителю и любителю книг, запало в душу событие, которое произошло 15-20 лет назад — во времена, когда наши фонды еще не были такими богатыми, как сегодня.

Завуч гимназии №25, учитель русского языка и литературы Татьяна Анатольевна Маковецкая подарила библиотеке несколько коробок уникальных книг — подписку "Всемирная литература". Это было поистине щедро и бесценно. 

— Три книги, которые вы рекомендуете амурчанам к обязательному прочтению, и почему они важны?

— Книга моей жизни — "Мастер и Маргарита" (16+) Михаила Булгакова. Может, это банально и избито, но литературные встречи, посвященные этому произведению, всегда с удовольствием посещают и взрослые люди, и молодежь, которым эта книга интересна и до конца не понятна.

Вторая книга — сборник автобиографических рассказов Бориса Машука "Горькие шанежки" (6+). Он был ребенком во время войны, воспитывался дедом и бабкой и все, что видел и впитал, описал в этих коротких рассказах. Они читаются на одном дыхании, учат силе духа, вере в победу, взаимопомощи. Эту книгу надо читать обязательно, особенно в наше время.

Еще хотела бы сказать о сборнике Ивана Тургенева "Повести о любви" (12+), который очень многому учит — и самопожертвованию, и добропорядочности, и умению совершать поступки, свойственные настоящему человеку. Повести читают и взрослые, и подростки, не только по спискам летнего чтения.

Вообще, в последнее время появилась тенденция к перечитыванию классической литературы. Совершенно взрослые люди, которым 50, 60, 80 лет и больше, берут Достоевского, Чехова, Тургенева, Гоголя, зарубежных авторов — Шекспира, Драйзера, Золя.

Почему? Спустя много лет нам всем хочется сравнить свое восприятие, взглянуть на книгу иначе, поделиться своими совершенно новыми мыслями и ощущениями. 

Смотрите полную версию на сайте >>>