От эпитафии до эпохи: амурчане превращают кладбища в цифровое наследие

Энтузиасты создают электронную карту памяти, спасая следы предков от забвения
Неожиданная находка сделана в селе Игнатьево - на окраине погоста сохранилось надгробие конца XIX века
Фото: сообщество "Амургенеалогия"

19 сентября. В Амурской области создают электронную базу кладбищ — местные энтузиасты стараются сохранить историческую память и оставить потомкам сведения о захоронениях, ведь со временем ко многим из них зарастет тропа, и будущие поколения уже не смогут найти места, где покоятся их предки.

Подробнее о новом "детище" амурских исследователей рассказала ИА Priamurmedia одна из основателей проекта "Амургенеалогия" Мария Чикунова.

— Мария, что такое оцифровка кладбищ и зачем она нужна?

— Это создание электронной базы данных с информацией о захоронениях, которая начинается с фотографирования надгробий и перевода этой информации в текстовый или табличный формат. Это помогает сохранить историческую память, ведь многие захоронения со временем теряются и их сложно найти будущим поколениям.

— Почему именно сейчас решили заняться этим проектом?

— У нас в России нет общей базы кладбищ, каждый регион делает по-своему. В Москве, например, есть официальный сайт с подобной информацией, а у нас ничего такого не было.

Мы решили использовать отечественный генеалогический онлайн-сервис, который содержит много справочной информации по генеалогии и краеведению. Там же есть готовые шаблоны, которые упростят поиск захоронений по фамилиям и населенным пунктам.

— Кто участвует в проекте и как можно помочь?

— Пока у нас маленькая команда, и мы физически не справляемся. Очень рассчитываем, что к нам присоединятся неравнодушные жители: кто-то сможет заняться индексированием, кто-то помочь с поездками, транспортом или даже финансово.

Мы уже провели первую встречу для всех желающих и планируем мини-экспедиции. Например, 5 октября отправимся в Серышевский округ — отработаем села Лебяжье, Казанка, Сретенка и Калиновка. Они маленькие и расположены близко, поэтому есть смысл охватить их за одну поездку. 


На погосте села Междугранка около 3,5 тысячи захоронений, и каждое хранит родовую историю. Фото: сообщество "Амургенеалогия"

— Какие кладбища сейчас в фокусе?

— Мы постараемся охватить все, что от нас зависит, но сейчас исходим из запросов амурчан, которые "болеют" такой же идеей, и стараемся собрать команду. В первую очередь мы проводим оцифровку небольших сельских кладбищ, но также в планах — старинные городские кладбища Молоканское и Вознесенское в Благовещенске. 

Амурская область молодая, очень большая, населенные пункты разбросаны далеко друг от друга. Уверена, что наша работа будет продолжена. 

— Что именно будет включать база данных?

— Основная информация — ФИО, даты жизни. Но и они сохранились не везде. Когда мы цифровали кладбище в селе Междугранка Белогорского округа, около 20% надгробий были разрушенными, без табличек и фотографий. Такие могилы мы тоже фиксируем, чтобы понять процент потерянной информации. 

Большой интерес представляет дополнительная информация: эпитафии, символы на памятниках. Мы видели надгробия, на которых были изображены книга учителя, самолет, боксерские перчатки… Все это — часть жизни человека и представляет ценность. Особенно мы благодарны родственникам усопших ветеранов Великой Отечественной войны, которые увековечивают на памятниках сведения о военном участии близкого человека. Эта информация тоже будет включена в электронную базу.

На одном из надгробий в Междугранке было указано о том, что человек трагически погиб от рук комсомольцев в 90-х годах. И подпись: мол, прости, братишка, мы не смогли тебя прикрыть… Наши дети, может быть, уже не поймут этих слов, а для нас это целая эпоха, которая была совсем недавно.  

— Что вас трогает в процессе работы?

— Особенно тяжело видеть детские могилы и захоронения тех, кто погиб при исполнении служебных обязанностей. Иногда удается найти необычные надписи, которые напоминают, что кладбища — это не только история, но и живая память о людях и событиях.

— Как справляетесь с моральной нагрузкой?

— Мы давно занимаемся генеалогией и привыкли к теме жизни и смерти через историю семей. Понимаем, что это часть пути, и нас мотивирует сохранение этой памяти для потомков, несмотря на тяжесть момента, особенно когда дело касается детских захоронений или забытых ветеранов.


Амурские энтузиасты стараются сохранить память для потомков. Фото: сообщество "Амургенеалогия"

— Были ли у вас какие-то неожиданные находки?

— Да! Нам удалось обнаружить дореволюционное надгробие, о которых я читала только в книгах и даже не предполагала, что такие у нас сохранились. 

Открытие мы сделали буквально вчера, 18 сентября, в селе Игнатьево Благовещенского округа. На самой окраине местного кладбища заметили камень — на нем был выгравирован крест и с трудом различимые надписи. Мы начали вычищать камень и смогли прочесть, что это надгробие 1884 года — там похоронен двухлетний мальчик. 

Теперь мы на распутье, ведь всегда считалось, что кладбище в Игнатьево появилось в 30-х годах прошлого века, при советской власти. Это надгробие — большая редкость и настоящая загадка, и что с ним делать — пока непонятно. Но оставлять без внимания историческую находку нельзя. Не исключено, что такие же открытия могут быть сделаны и в других районах Амурской области. 

Мы обратимся с этим вопросом к специалистам Центра сохранения культурного наследия, а на следующей неделе вернемся в Игнатьево и закончим оцифровку сельского погоста. 

— Мария, когда можно будет посмотреть первые результаты?

— Думаю, уже через пару месяцев. Мы уже частично проиндексировали кладбище села Междугранка, где нашли около 3500 надгробий, включая как сельских, так и городских жителей. Это было первое кладбище, с которого началась наша работа над проектом.

Смотрите полную версию на сайте >>>