Судоремонту нужна суша: главные проблемы отрасли обсудили на ВЭФ-2024

ВАРПЭ начала большую дискуссию на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, которой суждено продолжится важными решениями
#ВЭФ
На сессии ВЭФ-2024
Фото: Фото ИА PrimaMedia

5 сентября. Судоремонт в России сегодня находится в интересном положении. С одной стороны, он испытывает настоящий расцвет и заинтересованность бизнеса. С другой — сталкивается с все большими вызовами и пытается преодолеть сдерживающие факторы. Что мешает отрасли, что от нее ждут судовладельцы? Большую дискуссия на эти темы в рамках Восточного экономического форума (16+) организовала Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока. 

Интерес к проблематики был подчеркнут президентом ВАРПЭ Германом Зверевым еще в начале мероприятия. По его словам, на старте сессии "Судоремонт на волне независимости" к онлайн-трансляции присоединились более тысячи человек, и со временем эта цифра только росла. Ажиотаж был легко объясним важностью и ясностью поставленных вопросов — какие есть проблемы, как их следует решать. Более того, сессия отметилась уникальным контентом. Впервые на ней была представлена карта судоремонта России — большой аналитический продукт, которому, по сути, до сих пор не было аналогов. Еще один момент, привлекающий интерес широкой аудитории, — на сессии были подведены итоги масштабного отраслевого опроса, посвященного проблемам судоремонта в России. 


Герман Зверев. ИА PrimaMedia

"Мы серьезно готовились к нашей сессии и провели опрос двух категорий рынка: судоремонтников и судовладельцев. Для того, чтобы понять, что они думают, но стесняются сказать", — подчеркнул Герман Зверев. 

В опросе, что мешает судовладельцам ремонтировать суда в России, приняло участие 3800 респондентов. Топ проблем возглавили высокие цены на услуги (49%). На втором месте — отсутствие причалов и доков для ремонта больших судов (38%). На третьем — низкое качество работ (37%). Далее следуют очереди на ремонт (16%) и переход на ремонтные ведомости (7%).


Итоги опроса ВАРПЭ. Фото ИА PrimaMedia

В опросе, что мешает развиваться судоремонтному бизнесу, приняло участие 3400 респондентов. На первом месте — дефицит кадров (45%). Далее — дефицит мощностей и доков (35%), сложность с оплатой покупки импортных запчастей (25%), неэффективные меры поддержки (24%), низкая рентабельность (17%), отсутствие реальных налоговых преференций (14%) и проблемы с получением земли и причалов в пользование (13%).

"Сегодня мы попробуем состыковать позиции двух сегментов рынка и попытаться понять, что можно сделать. Обращаю внимание, что инициаторами мероприятия выступила КРДВ, за что ей огромное спасибо. Но инициатива, как говорится, наказуема. По итогам обсуждения будут подготовлены документы и рекомендации, которые будут использоваться КРДВ для последующего уточнения нормативной базы", — подчеркнул Герман Зверев. 


Денис Кравченко. ИА PrimaMedia

Необходимость поддержки судоремонтной отрасли понимают и в Госдуме. Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Денис Кравченко на сессии подчеркнул, что эти сферы — критически важны для России, как и потребность в собственных отраслевых продуктах. Он заметил, что последние десятилетия им уделялось незначительное внимание.

"Большинство участников рынка сформировали свои флота на основе иностранных продуктов и производителей. За это время масштабный рост показала Южная Корея, мощно развивается Китай, и нам нельзя отставать от этого движения", — отметил Денис Кравченко.

Он обратил внимание на запрос представителей рынка по облегчению налогового бремени. На этот запрос законодатель, в частности, ответил вводом льготы для судоремонтников по обнулению НДС. 

На сессии были озвучены цифры, что из 1400 предприятий по судоремонту в России воспользоваться данной льготой решили только четыре. 


Николай Шабликов. Фото ИА PrimaMedia

По словам председателя совета директоров АО "Нордик Инжиниринг" Николая Шабликова (компания создала и представила на сессии, по сути, первую карту судоремонтной отрасли России) причинами столь низкого отклика стали неопределенность рынка судоремонта, жесткие обязательства для судоремонтных предприятий по привлечению инвестиций, отсутствие возможности для стартапов, невозобновляемость меры и отсечка по землевладению, лишающая доступа к льготе компании, арендующие участки. 

Денис Кравченко поблагодарил эксперта за обратную связь и пообещал продолжить актуализацию этой меры поддержки в Госдуме совместно с участниками рынка.

Одним из ключевых событий сессии стала презентация карты судоремонтной отрасли России, которую представил Николай Шабликов. По словам Германа Зверева, на ВЭФе впервые представлена такая подробная картина судоремонта. До этого ни у одного ведомства такой информации не было. 


Судоремонтная карта России, представленная на ВЭФ-2024. ИА PrimaMedia

Как отметил Николай Шабликов, положение дел в судоремонте могла бы улучшить более эффективная регуляторная политика. 

"На мой взгляд, судостроение — тренд, который активно развивается, — подчеркнул он. — В год в России сдается порядка 100 судов, но обслуживается гораздо большее их количество. Некоторые органы федеральной власти при принятии мер господдержки выражают мнение, что это такая серая зона, что ее сложно регулировать.  Поэтому мы наглядно хотели показать (созданием карты — прим.ред.), что же такое российский судоремонт". 

Сегодня техническим обслуживанием флота в РФ занимаются порядка 1400 предприятий (в судостроении — 500). В них работают порядка 500 тысяч человек. По итогам анализа портопунктов и мест обслуживания судов выяснилось, что одна из главных морских артерий России — Севморпуть — оказалась одновременно наименее обеспеченной судоремонтными предприятиями, что представляет риск для судовладельцев и сдерживает потенциал маршрута. 


Юлия Морозова. Фото ИА PrimaMedia

Стоит отметить, что проблемы судоремонта в России не сложились в одночасье. По словам заместителя председателя правительства Камчатского края Юлии Морозовой, в 90-е годы судоремонтная отрасль практически исчезла из региона. Сейчас она постепенно возрождается. Во-первых, увеличивается рыбохозяйственный флот предприятий. Во-вторых, определенным толчком послужили санкции. 

"Ещё 5 лет назад только пять процентов судов ремонтировалось у нас. Основными исполнителями были Южная Корея, Китай и Приморье. Сейчас весь этот объем приходит в Петропавловск-Камчатский", — рассказала она.

За два года судоремонт стал второй по величие обрабатывающей отраслью в экономике Камчатки. Но основной упор выступления зампреда был сделан на проблематику: небольшой объем государственной поддержки для дальневосточных предприятий, а также их направленность на крупных игроков, в то время как малый и средний бизнес находится, практически, за рамками льготной политики государства. 

Но, пожалуй, основная проблема — это сложности в получении земли под проект. 

"К нам заходит бизнес, готовый создавать судоремонтные предприятия, но мы не можем предложить им территорию. Практически везде это земли Минобороны, получить от которого землю в собственность почти невозможно. Препоны чрезвычайные", — отметила Юлия Морозова.


Сергей Тарусов. Фото ИА PrimaMedia

Представители бизнеса в своих выступлениях подчеркнули актуальность проблемы. Как сообщил Председатель рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина Сергей Тарусов, наличие собственной судоремонтной базы сегодня — реальное конкурентное преимущество.

"На Камчатке отсутствие дока — главная проблема. Флот на Камчатке большой, а доков нет, — подчеркнул он. — Судоремонт надо развивать и на Камчатке, и в Приморье и на Сахалине. Флот не может без этого существовать". 

При этом, строительство дока могут себе позволить только крупные предприятия — это крайне затратные инвестиции с большим периодом окупаемости. 

Владелец Приморской судоремонтной компании Михаил Касьянов, в то же время, выразил позицию малых предприятий судоремонта. Несмотря на разницу величин, проблемы у всех довольны схожи — есть желание и намерение развиваться, создавать проекты на своей земле, но нет своей земли.

"Если проблема крупных заводов — им нужны доки, то нам нужны причалы. И нужна своя земля. Главный вопрос — негде строить. Все побережья Приморья занято землями Минобороны. Места пустуют, а мы платим по 300-400 тысяч рублей аренды ежемесячно", — отметил он. 

Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева поддержала судоремонтников в части их просьб о выделении земельных участков под проекты. 

"Я с вами полностью согласна. У нас очень много земли, принадлежащей Министерству оборону. Это очень закрытое ведомство, — отметила она. — Но, если нужно строить и ремонтировать суда, нужна и земля. И здесь необходим механизм государственно-частного партнерства. Государство дает вам землю, а вы сами все делаете, за свой счет, привлекаете кредиты. Это очень хорошая идея, в итоговом протоколе ее необходимо отразить, и мы на федеральном уровне посмотрим, что мы сможем сделать". 

Генеральный директор АО "Находкинский судоремонтный завод" Сергей Старовойтов рассказал о проблеме конкуренции с вновь открывшимися рынками Юго-Восточной Азии. По его словам, к услугам компании обращаются в основном те судовладельцы, кто физически не может дойти до стран АТР по тем или иным причинам. 

"Очень редко заходят суда, которые из патриотический соображений настаивают на ремонте в РФ", — отметил он.

Одна из причин — высокая стоимость услуг, которая может в два раза превышать китайские расценки. А они, в свою очередь, определены длинной зимой, необходимостью дополнительных затрат на отопление и прочими объективными и субъективными факторами.

"Привлекательным фактором для владельцев является то, что за границей они могут получить механизмы и запчасти в качестве услуги по судоремонту. Они не обязаны заботиться об оплате и доставке их сюда, — подчеркнул Сергей Старовойтов. — В то же время местные производители стараются здесь организовать импортозамещение оборудования по номенклатуре и качеству. Но у них нет рынка. Рынок ушёл в Китай". 

По его словам, есть необходимость разомкнуть этот круг. В том числе, используя заградительные пошлины.


Николай Стецко. Фото ИА PrimaMedia

Еще одна точка преткновения — кадры. Заместитель председателя правительства Приморья Николай Стецко посвятил свое выступление тому, как поживает судоремонтная отрасль в регионе на текущий момент. По его словам, она занимает более 20 процентов от всего объема промышленного производства края. 

"В отличие от севера-запада страны, где загрузка предприятий близка к 100 процентам. В Приморье мы еще 30-40 процентов можем нагнать, — отметил он. —  Беспокойная тенденция".

На региональном уровне обнулены налоги на имущество судоремонтных предприятий в течение трехлетнего периода. Второе — участие в программе "Профессионалитет", в которую включились 16 колледжей и 4 завода. 

"Сотни и тысячи ребят уже проходят практику и в ближайшее время заходить на предприятие", — сообщил Николай Стецко.

Также в регионе действует программа по развитию трудовой мобильности, которая привлекает высококвалифицированных специалистов подъемными в миллион рублей. За несколько лет реализации программы 2100 человек переехали в Приморье. В прошлом году шесть судоремонтных компаний привлекли к себе 477 человек. Что касается стратегического видения, то зампред предложил отказаться от горизонта планирования в год-два и переходить на мышление в отрезки 20, 30 и 50 лет, как это делают наши партнеры в Юго-Восточной Азии.

В завершении сессии президент ВАРПЭ Герман Зверев обратил внимание, что тема вызвала настоящую дискуссию и в ходе обсуждения звучали полярные точки зрения. По его словам, судоремонтной отрасли, которая сейчас одновременно переживает расцвет, но и сталкивается со значительными вызовами, необходима своя ассоциация для более серьезного представительства и утверждения своих позиций.

"Свои ассоциации есть у портов, у судостроителей, у рыбопромышленников. А у судоремонта нет. Мне кажется — тут я просто говорю мысли вслух, — по итогам этой сессии было бы важно задуматься о создании ассоциации судоремонтников. Во-первых, их мнение имело бы более серьезную позицию. А во-вторых, она бы предлагала баланс в выработке решений государственной власти", — отметил Герман Зверев. 

Следует отметить, что ВАРПЭ последовательно и системно поддерживает судоремонтников, их проекты, инициативы и меры стимулирования отрасли со стороны государства. В 2021 году, в частности, выступила с предложением разработать и принять программу развития отечественных судоремонтных мощностей до 2030 года. Ассоциация активно принимала участие и в работе над законопроектом об "обнулении" НДС для судоремонта в России и теперь добивается его актуализации, повышения эффективности. Осенью прошлого года на площадке комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, которую возглавляет Герман Зверев, прошло широкое обсуждение проблем реализации этой меры поддержки. По итогам РСПП направил обращения в Минфин и Минпромторг. Для проработки предложений РСПП в декабре 2023 года состоялось совещание под руководством на тот момент статс-секретаря — заместителя министра промышленности и торговли Виктора Евтухова с представителями высших органов исполнительной власти регионов и судоремонтных предприятий. 

Отметим также, что ВАРПЭ много лет организует крупные отраслевые и межотраслевые дискуссии на федеральных форумах. В этом году ВАРПЭ стала эксклюзивным отраслевым партнером главного рыбопромышленного форума России — Международного рыбопромышленного форума (16+) и Выставки рыбной индустрии (16+). Заметно и системное участие Всероссийской ассоциации рыбопромышленников в ежегодной "Неделе российского ритейла" (18+), где возглавляемое Германом Зверевым объединение последовательно организует межотраслевые дискуссии о развитии отечественной "рыбной полки".

Также отметим участие ВАРПЭ в статусных мероприятиях, посвященных развитию отечественной морской индустрии, таких как выставка "Нева" (16+) в Санкт-Петербурге, "Морской конгресс — Дальний Восток" (18+) во Владивостоке. 

Президент ВАРПЭ Герман Зверев регулярно участвует в качестве спикера главных деловых форумов России, включая Восточный экономический форум (16+), который ежегодно проходит во Владивостоке. Заметим, что 25 апреля этого года руководитель Герман Зверев, который также возглавляет комиссию РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, принял участие в XXIII съезде Российского союз промышленников и предпринимателей (16+), в ходе пленарного заседания которого от лица отраслевого сообщества обратился с рядом предложений к президенту РФ Владимиру Путину. Как сообщало ИА PrimaMedia, предложения Зверева вошли в перечень поручений главы государства по итогам съезда РСПП.  

Также отметим получившее большой резонанс среди федеральных парламентариев выступление президента ВАРПЭ на 563-ем пленарном заседании Совета Федерации. Зверев стал первым представителем рыбацких объедений страны, выступившим на пленарном заседания верхней палаты российского парламента. Его доклад получил высокую оценку спикера Софведа Валентины Матвиенко, по его итогам были даны поручения профильному Комитету СФ. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость