11 апреля. Патриотический автопробег Владивосток-Луганск (12+), организованный отделением Российского исторического общества (РИО) в Приморском крае совместно с ДВО РАН и Союзом коренных малочисленных народов Приморского края, стартовавший 28 января 2024 года и завершившийся 19 февраля, получил заметный резонанс в стране.
За почти три недели пути участники акции преодолели более 9 тысяч километров, посетили десятки регионов нашей страны, встретились с членами Российского исторического общества из Дальнего Востока, Сибири, Урала и других уголков России. Патриотическую акцию по сбору и передаче гуманитарной помощи для бойцов СВО (12+) поддержали более 20 региональных отделений РИО, а также региональные ассоциации коренных народов в Хабаровском крае, Амурской области, Алтайском и Красноярском краях, Тюменской области.
Журналист ИА PrimaMedia обратился к одному из инициаторов и участников автопробега, заместителю председателя Совета отделения Российского исторического общества в Приморском крае, заместителю директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Анатолию Савченко с просьбой поделиться своими выводами об автопробеге. Поговорили и о других интересных и важных проектах, над которым работает региональное отделение РИО в Приморье.
— Анатолий Евгеньевич, что принесла вам поездка — естественно, кроме того, что она достигла своей прямой цели, доставила очень нужную гуманитарную помощь?
— Главный вывод, пожалуй, заключается в том, что за любую идею надо побороться. Ведь когда мы начинали этот проект, то пришлось преодолевать разные препятствия, как объективные, так и субъективные. Например, мы думали, что сможем приобрести машину для передачи бойцам СВО здесь, в Приморье, и отправиться в путь прямо на ней. А получилось так, что машину мы покупали в Волгограде, и это случилось по вполне объективным причинам: подержанный японский автомобиль в тех краях доставил бы больше проблем, чем помощи. Бойцы с такими машинами незнакомы, запчастей нет.
Или, например, сбор самого гуманитарного груза. Поначалу мы думали, что будем пополнять его в тех регионах, через которые проходил маршрут, и в таком виде довезем до Луганска. А груза оказалось так много, что часть пришлось отправлять по почте.
При этом люди, которые имели опыт доставки гуманитарного груза, говорили поначалу, что наша затея — довольно трудовыполнима в том плане, что и ехать предстояло очень далеко, и к тому же зимой, а это весьма затратно…
Загрузка гуманитарной помощи. Фото: предоставлено А. Савченко
Но если бы не было этого автопробега, именно этого нашего физического присутствия в городах на маршруте, не было бы, по сути, и собрано столько груза!
Поэтому и главный вывод — за любую идею надо уметь постоять.
Но это, конечно, субъективная оценка. Объективная же заключается в том, что общая готовность помогать бойцам СВО в стране — высокая. Потому что отклик на наше предложение был намного больше, чем мы ожидали. Мы еще были только в Новосибирске, когда поняли, что у нас уже просто нет места для новой гумпомощи, а впереди еще очень много городов. Вот тогда и пришлось груз отправлять почтой.
Именно такой общественный отклик стал для нас основным мотивом к тому, чтобы продолжать начатое. И сейчас мы уже думаем о следующем проекте по маршруту Север-Юг. В данный момент мы проясняем перечень и объем необходимого груза, и ищем спонсоров, которые могли бы нам предоставить во временное пользование автомобили в Мурманске для доставки груза на Донбасс. Думаю, в конце этого года — начале будущего мы воплотим свою новую задумку.
— А как идею автопробега и сам пробег в городах на вашем маршруте воспринимала молодежь?
— Знаете, на самом деле ситуация повсюду разная. Наибольший отклик, по моей оценке, был в национальных республиках, таких, как Бурятия и Татарстан. Это было видно именно в процессе общения с молодежью, когда после того, как мы рассказывали аудитории о цели и ходе автопробега, задавались вопросы.
Вот тогда и начиналось самое интересное. Я, например, заметил, что именно в национальных республиках молодые люди не случайно попадали на встречи с нами, и поэтому задавали не спонтанные, то есть какие попало вопросы, а вопросы именно по теме. Хотя и здесь, как мне кажется, есть определенный водораздел между теми, кто действительно чувствует свою сопричастность тому, что сегодня происходит, и теми, кто как бы остается в стороне, наблюдая за ситуацией по телевизору.
И с этой точки зрения, наш автопробег — помимо гуманитарного назначения — имел еще и просветительский характер. Ребята, с которыми мы общались, увидели, что могут сами принять участие в поддержке страны, что это не обязательно должно быть что-то такое "официальное".
И я бы хотел, чтобы одним из итогов нашего автопробега было понимание того, что, в принципе, это — поддержать страну — может каждый человек, достигший совершеннолетия. Просто надо, как я уже говорил, за эту идею побороться. Может быть, даже с самим собой в чем-то.
— Любопытно, что по возвращению из Луганска у вас прошла встреча со студентами Владивостокского государственного университета. Как студенты нашего приморского вуза воспринимали ваш рассказ об автопробеге?
— Был хороший отклик. Мой друг и коллега, ветеран СВО Роман рассказал студентам о своем участии в этих событиях, а я рассказал о самом автопробеге, о его идее и цели.
Роману задавали много вопросов, самых простых и, наверное, самых важных. Именно такие простые, непафосные рассказы могут "включить" что-то в душах слушателей. Я сам когда-то через разговоры с Романом пришел к идее автопробега.
У него очень много пробирающих до сердца историй. Например, он рассказывает, что поздней осенью был на юге Херсонской области в период, когда 21 день непрерывно шел дождь. Не ливень, а такой мелкий, нудный, непрекращающийся дождик. И за сутки, что ты находишься в карауле или в наряде, ты потихонечку промокаешь до нитки. Становишься вообще весь мокрый. А разводить костры нельзя, чтобы не нарушить маскировку. Ну как-то подсыхаешь за счет тепла своего тела, и снова промокаешь. И так много дней подряд...
Вот когда слышишь подобные рассказы, поневоле начинаешь всерьез задумываться, как там живут наши ребята и что ты делаешь для того, чтобы им помочь.
— А какие вы ощущения испытывали, когда въезжали непосредственно на территорию ЛНР?
— Приехать из Волгограда в Луганск — это по расстоянию ближе, чем приехать из Владивостока в Хабаровск. И какой-то видимой границы уже нет. Есть досмотр, примерно такой, как в любом нашем аэропорту. И ты понимаешь, что это тоже твоя страна, и здесь такие же граждане России, просто они живут в других условиях.
И Роман правильно говорит, что жизнь в зоне СВО — это ведь в любом случае на 90% именно быт. И когда мы рассказываем студентам, молодежи, что там такие же, по сути, ребята, как и они, мы рассчитываем на их понимание того, что их это тоже касается. Страна у нас огромная, и любой, пусть даже маленький вклад, от большого количества людей в целом сложится в весомую помощь.
И при этом, знаете, есть еще такой очень интересный момент. Ведь по большому счету каждый в принципе может побывать на Донбассе, в Донецке, в Луганске. Я там, кстати говоря, не чувствовал какой-то физической опасности. И, может быть, надо, чтобы как можно больше людей там побывало. Ведь тогда больше людей будут ощущать, чем сейчас живет страна, и чувствовать свою сопричастность.
Мы же все ожидаем, что будет победа. И свою причастность к этой победе, я думаю, тоже очень важно чувствовать. Просто для самоощущения, что в трудный для страны период ты не просто где-то отсиделся.
— Вы лично вели дневник автопробега в тг-канале нашего, приморского отделения РИО, а мы за ним внимательно следили. Особенно, к слову, запомнилась рассказанная вами история про памятник в Кемерове.
— Памятников на нашем пути было много, все они были разные и производили очень разное впечатление, но писал больше про памятники, связанные с военной историей.
Два из них меня поразили. Это, прежде всего, мемориал в городе Кемерово, который является копией монумента "Воин-освободитель" в берлинском Трептов-парке.
Встреча автопробега в Кемерове. Фото: предоставлено А. Савченко
Там очень интересная история. В 1992 году власти Берлина решили лишить звания почетного гражданина города Николая Масалова — того самого сержанта, который спас немецкую девочку по время боев за Берлин в 1945 году, а потом послужил скульптору Евгению Вучетичу прототипом для создания всемирно известного монумента. В 2021 году губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв обратился к бургомистру Берлина с просьбой вернуть Николая Масалова в список почетных граждан Берлина, но получил отказ. После этого было решено воздвигнуть в Кемерове свой памятник "Воину-освободителю".
Мне эта история показалась очень актуальной.
То есть если кто-то в Европе пытается нас "вычеркнуть" отовсюду, то мы просто этот культурный слой забираем себе. И получается, что в одной части земного шара с исторической точки зрения беднеют, потому что они переписывают историю, а мы — становимся богаче, потому что стараемся историю сохранить.
И я еще думаю, что у нас, наверное, была своя хорошая "прививка" от уничтожения памятников. Ведь в советское время было снесено очень много дореволюционных памятников, и сегодня мы осознаем, что должны накапливать свой культурный слой, не разбрасываться им. Видимо, в Европе как-то сложнее с пониманием таких вещей.
И второй памятник, который меня потряс в ходе автопробега, — это, конечно, скульптура "Родина-мать зовёт!" на Мамаевом кургане в Волгограде. Колоссальное впечатление производит! Мы познакомились со всем памятником-ансамблем "Героям Сталинградской битвы".
На Мамаевом кургане в Волгограде. Фото: предоставлено А. Савченко
Внутри — пантеон, помещение, находящееся наполовину под землей. Идешь по кругу, читаешь выбитые в камне имена погибших бойцов. Почетный караул стоит, вечный огонь горит, играет музыка. И ты понимаешь, какие жестокие бои были в Сталинграде, что сотни тысяч людей здесь лежат, и возникает ощущение, что ты слышишь рев самолетов, шум взрывов, лязг танковых траков…
И у меня возникла там мысль, что должна быть специальная государственная программа, благодаря которой молодое поколение страны могло бы побывать в этом и других знаковых для России местах, чтобы таким образом формировалось полноценное восприятие своей Родины и ее истории.
— А ведь и у нас в Приморье есть такое знаковое место. Не зря же краевое отделение Российского исторического общества в Приморском крае в свое время выступило с идеей воссоздания изображения двуглавого орла, которое в 1891 году было выложено на склоне сопки в честь визита на пограничный пост Посьет наследника российского престола цесаревича Николая Александровича?
— Да, но это не просто восстановление красивого изображения, существовавшего когда-то. По нашему мнению, в этой истории с орлом — несколько слоев, которые усиливают друг друга. Первый слой — это, безусловно, воссоздание и сохранение нашей исторической памяти, то есть того, как осваивался Приморский край, как осваивался Дальний Восток, что происходило в этот период во всем Приморье и на юге его территории. Мне кажется, пока у нас не так уж много людей, которые знают о визите цесаревича в Посьет.
Также, мне кажется, еще не все придают таким символам должное значение. В этом смысле показательная дискуссия, которая развернулась 14 марта этого года в Штабе общественной поддержки Приморского края (имеется в виду круглый стол "Историко-патриотический парк в пос. Посьет Приморского края: от идеи — к общественной инициативе"— ред.).
Мне кажется, необходимо как-то раскрыть перед людьми всю цепочку, чтобы стало понятно, что без орла, скорее всего, не будет ни парка, ни музея, ни чего-то еще. Потому что, начав с орла, мы начнем и большой разговор о сохранении исторического наследия в Посьете — с участием общества, бизнеса, власти.
Второй слой — то, что связано вообще с общественными пространствами. То есть речь же идет не только об орле как памятнике, речь идет об историко-патриотическом парке, главным элементом которого должен стать орел. То есть одно тянет за собой все остальное.
У людей, которые приезжают в Хасанский муниципальный округ, появляется возможность погулять по парку, посмотреть на этого орла, послушать от экскурсовода историю его возникновения. Вообще, весь парк этот должен быть сделан так, чтобы люди узнавали историю Посьета, Хасанского района, всего Приморского края. То есть должно быть определенное информационное оформление по всему маршруту, и такие идеи уже есть.
И, наконец, третий слой, — это возможное привлечение к проекту социально ответственных предприятий и общественных объединений, привлечение к обустройству общественных пространств. Это будет хорошо, это будет правильно, поскольку в Посьете — да и в Хасанском округе в целом — практически нет пока общественных пространств в современном понимании этого термина.
Все эти три слоя, как мне кажется, совпадают и с государственной линией развития Дальнего Востока, и с идеологическим вектором, направленным на защиту истории Отечества и воспитание патриотизма.
— Анатолий Евгеньевич, насколько я знаю, в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН реализуется еще один очень интересный и полезный с историко-патриотической точки зрения проект, посвященный истории строительства Байкало-Амурской магистрали, то есть БАМа, 50-летие пуска которого отмечается в этом году.
— История развития БАМа попала в поле зрения нашего института буквально с начала его строительства. То есть существовалСектор истории Байкало-Амурской магистрали, сотрудники института ездили туда в экспедиции, в результате было накоплено много материала. Понятно, что-то пошло в публикации, что-то осталось в архивах в виде научных отчетов. И даже люди, которые профессионально занимаются БАМом, но не живут во Владивостоке, не имеют об этих архивах представления, никогда с ними не работали.
И зародилась идея — к юбилею БАМа подготовить просветительский проект, связанный с материалом, накопленным в нашем институте. И заодно — заняться проблемой репрезентации наших научных результатов не только для специалистов, но и для самого широкого круга людей, интересующихся историей Дальнего Востока.
Таким образом, появилась идея сделать эти данные открытыми. В процессе ее реализации идея стала наращиваться, в итоге на официальном сайте Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН появился портал "БАМ: сквозь пространство и время. Электронная база данных" (6+), созданный при поддержке фонда "История Отечества". Здесь можно найти документальные материалы, публицистические очерки о Байкало-Амурской магистрали, информацию о городах, предприятиях и выдающихся людях — строителях БАМа, систематизированные ссылки на интернет-ресурсы о магистрали. Это такая "точка сборки", откуда исследователь истории БАМа может выйти на информацию, которая, в принципе, может стать основой для работы над диссертацией, например.
По большому счету эта база превратилась на сегодняшний день, вероятно, в один из наиболее информационно насыщенных ресурсов по истории Дальнего Востока конца XX века. Я думаю, что в ближайшие 2 года она будет активно развиваться. На нас выходят люди, которые занимаются историей БАМа, присылают информацию, предлагают какие-то аргументированные правки и уточнения, которые мы с благодарностью принимаем.
Справка: САВЧЕНКО Анатолий Евгеньевич — заместитель директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН по научной работе, заведующий Отделом китайских исследований, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук.
Родился 15 июня1984 года во Владивостоке. Окончил Дальневосточный государственный университет по специальности "Отечественная история". В 2006 году поступил в аспирантуру Института истории ДВО РАН, в отдел социально-политических исследований. Кандидатскую диссертацию по теме "История административно-политических взаимоотношений Центра и регионов юга Дальнего Востока в 1985 — 1990-е гг." (6+) защитил в 2011 году.
Сфера научных интересов: сравнительная история, сравнительная политология, новейшая история России и т.д. Стажировался в Национальном университете Сингапура (Школа публичной политики имени Ли Куан Ю). Автор более 70 научных работ.