2 декабря 2023. В 1689 году между маньчжурской империей Цин и Россией был подписан Нерчинский договор, согласно которому территория левого берега Амура и части его притоков признавалась спорной, а решение территориального конфликта откладывалось на неопределенный срок. Интерес России на протяжение последующих десятилетий не ослабевал к этим землям, более того, русское правительство продолжало рассматривать перспективы завладеть этим краем. Попытки решения "Амурского вопроса" были предприняты Елизаветой Петровной, Екатериной II, но окончательно этот вопрос был решен после географических открытий Геннадия Ивановича Невельского. Подробнее — в материале.
На территории Приамурья в XVII веке проживало немногочисленное население племен дауров, дючеров, гольдов, нивхи, орочи, орочены и др. По разным данным население региона составляло около тридцати пяти тысяч человек, эти племена не были подвластны китайским императорам и маньчжурам, что было одним из условий Нерчинского договора 1689 года.
Маньчжурская династия Цин, пришедшая на смену династии Мин (1618—1648 годах), создавала систему буферных государств и рассматривала Приамурье, как одну из таких буферных зон с Россией. Таким образом, огромная территория Дальнего Востока, в большинстве своем уже освоенная русскими, была, по существу, превращена в пустынное, никому не принадлежащее пространство, отделявшее Московское государство от Цинской империи.
Территория Восточной Сибири оказалась оторванной от удобного выхода в море, а освоение североамериканских владений России в XVIII веке происходило через Охотский порт, путь до которого был более сложный и долгий. Еще Петр I обратил внимание на необходимость заселения и укрепления Забайкалья в военном отношение, после стрелецкого бунта 1698 года часть восставших была переселена в приграничные районы реки Амур.
Дипломат Савва Лукич Рагузинский-Владиславич, направленный Петром I для возобновления торговых связей с Китаем, Буринским и Кяхтинским договором 1727 года подтвердил границу, закрепленную Нерчинским договором 1689 года и устанавливал границу к западу от сопки Абагайту в верховьях реки Аргунь вблизи города Кяхты до перевала Шабин-Дабаг, а на Большом Саянском хребте по линии фактически существовавших монгольских и русских караулов.
На долгие десятилетия Россия отказалась от своих притязаний на эти земли ради сохранения мира с Поднебесной и устройства торговли, которая благотворно влияла на приграничные районы и приносила значительные доходы в государственную казну. Торговый маршрут, проходящий через Сибирь и соединяющий Китай с центральной Россией, получил название — "Великий чайный путь". Процветание многих сибирских городков и целых уездов обеспечивалось благодаря Великому чайному пути, по этой причине императоры России стремились поддерживать добрососедские отношения с Китайской империей.
На протяжение XVIII века свой взор на Амур обращали российские императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II.
Российская императрица Екатерина II. Фото: Из открытых источников
Тогда же были организованы тайные военные экспедиции с целью изучения возможности судоходства и освоения берегов этой могучей реки. В 1753-1757 годах в Нерчинске все было подготовлено для сплава к устью Амура. Под начальством Ф. И. Соймонова были построены суда, подобрана команда, исследованы реки Ингода, Селенга, Хилок. Экспедиция не была осуществлена только из-за нерешительности русского правительства, которое запросило у Китая разрешение на плавание по Амуру, но так и не дождалось ответа.
Федор Иванович Соймонов. Фото: Из открытых источников
Удивительно, что еще 100 лет назад землепроходцы свободно ходили на своих стругах по Амуру, осваивали притоки этой реки, а в середине XVIII века уже снова стоял вопрос судоходности этой водной артерии, разрешившийся лишь в начале XIX века.
Так, Екатерина II высказала важность обладания Амуром, подчеркнув проблему его судоходности: "если бы Амур мог нам только служить как удобный путь для доставки продовольствия Камчатки и вообще наших владений на Охотском море, то и тогда обладание оным было бы для нас важным".
Мнение, что устье Амура недоступно для морских судов и что вход в Амур с юга запирает перешеек, якобы существующий между материком и Сахалином, возникло главным образом после недостаточных гидрографических исследований, произведенных экспедициями Ж. Ф. Лаперуза (1783-1788), У. Р. Браутона (1793-1796) и И. Ф. Крузенштерна (1803-1806).