27 октября 2022. Ученые разных направлений, связанных с исследованием Востока, подняли ключевые проблемы на круглом столе "Познание Востока: кому и зачем это нужно?" (18+). Доктор философских наук, профессор, завкафедрой религиоведения и истории Амурского госуниверситета, главный научный сотрудник лаборатории фронтирных исследований Андрей Забияко затронул тему взаимодействия ученых с властью, отметил, что амурчанам не нужно объяснять, как познать Восток, а также подчеркнул важность трансляции обсуждения деятелей науки для широкого круга людей. Об этом Андрей Забияко рассказал корр. ИА PriamurMedia после участия в круглом столе.
"Очень важно, когда то, о чем говорят ученые в своем кругу, становится предметом для широкого обсуждения. Надеюсь, это полезно не только для людей, но и для власти. К ней было обращено многое из того, что мы говорили в рамках круглого стола. К сожалению, мы как ученые не всегда можем напрямую контактировать с властью и донести наше мнение, сделать его весомым для неё. А такие круглые столы позволяют сформировать экспертное мнение, донести его до власти в более серьезной подаче вместе со СМИ. Возможно, результатом этого будет какая-то реакция власти на мнение экспертного сообщества. Разговор был весьма значимым.
Я поднимал очень важную проблему — мы не видим четко сформулированный запрос от местных властей по тем вопросам, которые поднимались на круглом столе. Запрос на федеральном уровне мы видим в выступлениях президента, в каких-то документах, в ток-шоу, которые транслируют позицию власти. На региональном уровне, я могу сказать об Амурской области, мы не видим или почти не видим. Не знаю, что хочет наша амурская власть от специалистов по Китаю или по российско-китайским отношениям, по приграничным аспектам. Я не вижу такого запроса, нас никогда не собирают, не приглашают, нам не транслируют какие-то документы, мы не слышим этого в публичных выступлениях наших политических фигур. Вот это, я считаю, проблема. Важно, если бы наше экспертное мнение было бы донесено. Мы бы хотели услышать власть.
Для дальневосточных регионов проблемы поворота на Восток не существовало и не существует в настоящее время. На этом акцентировали внимание несколько выступающих, в том числе и я. Само позиционирование российского Дальнего Востока как связи с Китаем, так и шире — в пространстве связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом является экзистенциальной данностью, это смысл нашего существования в этом пространстве. Мы не только часть России, но и часть огромного азиатского региона, в каком-то смысле древней азиатской цивилизации. Так или иначе мы с ней связаны, как в наших исследованиях, так и в повседневных культурных связях с китайской традицией.
Вообще мы сейчас приходим к переосмыслению того, что есть Россия. То ли это часть европейской цивилизации, то ли это особая российско-евразийская цивилизация, то ли это составная целостность, в которой присутствуют, как европейские компоненты, так и азиатские. Они находятся в состоянии сложной конгломерации. В любом случае как бы мы не смотрели на проблему, для нас понимание, что такое Восток, какое место азиатская Россия в этом пространстве занимает, крайне актуально.
Амурская область в большей степени, чем другие регионы ДФО вплетена в эту проблему в ракурсе именно китайско-российских отношений, потому что на протяжении всей истории своего существования, еще с 17-го века как российский регион, Албазинское воеводство тогда, эта российская территория оказалась в тесном переплетении с Китаем. Это было конфликтное переплетение, но и тогда складывалось взаимодействие с народами северо-восточного Китая, Дальнего Востока, широко говоря, народами Азии, народами Востока. Поэтому и далее по мере того, как Амурская область стала после заключения Айгунского договора субъектом России, эта связь между нашим регионом и Китаем усилилась. И даже в самые тяжелые времена российско-китайских отношений в 60-70-ые гг — начало 80-ых годов населением нашей области, особенно г. Благовещенска, всегда чувствовалось присутствие Китая.
Китай был частью нашей ментальности, нашего повседневного опыта, Благовещенск от Китая отделяет 700 метров и жизнь Китая , Хэйхэ была всегда нашей реальностью.
"Познание Востока: кому и зачем это нужно?" Рядовому жителю Амурской области этого объяснять не нужно, потому что он почти каждый день находится в ситуации, когда контактирует с Востоком в форме Китая. Благовещенцы видят китайцев, общаются в ними на рынках, в кафе и т.д. Каждый день они познают это. Поскольку без этого опыта познания жить нам невозможно. Я уже не говорю об ученых и преподавателях. Познание Китая, познание Востока для нас, амурчан, не является проблемой "надо или не надо?", мы просто каждый день живем в этой практике познания Востока, познания Китая", — рассказал Андрей Забияко.
Круглый стол "Познание Востока: кому и зачем это нужно?" организован Дискуссионным клубом "Тихоокеанская Россия" (18+).
В рамках экспертной площадки ее участники попытались найти ответы на актуальные вопросы: как воспринимается Восток разными группами населения Дальнего Востока, чего не хватает сегодня представителям власти и предпринимательского сообщества для выстраивания отношений между российским Дальним Востоком и странами Азии, как куются кадры для взаимодействия с Востоком — от школы до докторантуры и бизнес-сообществ, какие кадры и специалисты для взаимодействия с Востоком имеются и какие необходимы?
Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия" создан по инициативе Приморского отделения Союза журналистов России при поддержке правительства Приморского края и Дальневосточного отделения Российской академии наук в 2020 году. Это сообщество экспертов, которые хотят и могут менять Дальний Восток к лучшему. Серия круглых столов, направленных на развитие бизнеса в регионе, проводится совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока.
Общественно значимый проект "Дискуссионный клуб "Тихоокеанская Россия" реализуется за счет средств субсидии из краевого бюджета, предоставленной Приморскому отделению СЖР по итогам конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае в целях предоставления им субсидий из краевого бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией общественно значимых программ.