Стеклянная мечта: на создание икон из смальты у амурчанина ушло три года

Сегодня они украшают храм Святой Ксении Петербургской в Благовещенске
На создание икон из смальты ушло три года
Фото: ИА PriamurMedia

13 июля 2022. С мозаичными иконами благовещенец Александр Курако познакомился, когда был руководителем строительства храма в Константиновке. Превращение битых кусочков плитки в произведение искусства произвело на амурчанина огромное впечатление. Поэтому, когда в проекте следующего храма он увидел места сразу для трех икон, загорелся идеей сделать их сам. О пути к мечте, сложностях и провидении Александр Курако рассказал корр. ИА PriamurMedia.

— Александр, Вы были помощником настоятеля по вопросам строительства храма Святой Ксении Петербургской в Благовещенске. Вы просто подошли и сказали, что хотели бы делать иконы для фасада?

— Конечно нет! Сначала это была буквально несбыточная мечта! Икону можно делать по благословению, а как его получить? Меня сразу спросят: "А покажите, что вы умеете?". А показать нечего. Так я понял, что надо сделать что-то, что послужит доказательством и для настоятеля, и для меня самого, что это не бред. Начал искать натуру: для примера нужен был женский портрет. На форумах начинающим авторам советуют начинать с веточек, с чего-то легкого, а мне нужен был сложный, но узнаваемый образ, интересный.

— Мона Лиза?

— Почти. Для первой работы я выбрал голландскую Мону Лизу — "Девушку с жемчужной сережкой". Учился по роликам из интернета. Готовую работу принес настоятелю, отцу Георгию. Показываю, а сам ничего не говорю. А он мне: "Александр, вы хотите сделать икону Ксении Петербургской?". Я отвечаю, что да. Он согласился, но сказал, что делать придется не из керамики, а из настоящей смальты. 


Пробной работой из керамики стала "Девушка с жемчужной сережкой". Фото: Александр Курако

Я начал изучать материалы, но понял, что как самоучка могу просто купить смальту, всю раскрошить и выкинуть в ведро. Если с керамической плиткой я как строитель еще работал, то здесь совсем другая техника и инструменты. 

— Куда Вы отправились за новыми знаниями?

— Я нашел школы в Москве и Санкт-Петербурге, сказал отцу-настоятелю. И он тут же огорошил тем, что летит в столицу послезавтра и может меня взять с собой. Я был в шоке — несколько лет мечтал, а тут события просто как пружина начали разжиматься с невероятной скоростью. И вот мы через день сидим в самолете, а я все поверить в это не могу. 

— На какой школе в итоге остановились?

— Московские мне не подошли. В одной не обучали тому, что было нужно, во второй был неудобный график. Рассказал об этом настоятелю, на что он мне: "Ну так вы чью икону собрались делать?". Так что вечером я сел на поезд и утром был в Питере. Школа, в которую я дозвонился, находилась на Васильевском острове — именно там, где упокоена святая Ксения, да еще и буквально в трех минутах ходьбы от Смоленского кладбища. 


На создание икон из смальты ушло три года. Фото: ИА PriamurMedia

— Как проходило обучение?

— У меня была замечательная наставница, Василиса Серебрянникова. Когда она узнала, зачем я приехал, и что у меня нет никакого художественного образования, была в шоке. И на следующий день пригласила своего преподавателя, Владимира Зеленева. Это потрясающая личность: автор мозаичных работ в г. Артеме, в прошлом преподавал в Санкт-Петербургской академии промышленного дизайна, затем в Приморском университете, сейчас он является директором Санкт-Петербургского музея флорентийской мозаики. И следующие две недели до обеда я изучал практическую часть с Василисой: технику, как колоть смальту, как выкладывать, а во второй половине дня Владимир возил меня по городу и показывал различные мозаики. Потом еще надо было выполнить домашнее задание — рисовать схемы выкладки. Процесс обучения был настолько интенсивным и насыщенным, что бывало, уставший, вечером я ехал на метро, и глядя на лица людей, видел, как их выложить мозаикой.

— В проекте храма было предусмотрено три иконы с разными сюжетами и размерами. Самая крупная — больше трех метров в высоту. Сложно было без художественного образования нарисовать все эти схемы для выкладки?

— Сейчас схемы делаю уже самостоятельно. Но в тот раз все схемы для икон сделал мой наставник Владимир Зеленев. Он же помог отобрать весь нужный объём смальты и отправить в Благовещенск. Мне оставалось только соорудить дома монтажный стол и начать работать.

Скажу сразу, с этим были свои сложности, ведь осколки смальты — по сути стекла — разносились по всей квартире. До сих пор восхищаюсь терпением моей жены, которая это всё выдержала.

— С какой иконы начали работу?

— Первой было поясное изображение Ксении, которое располагается над входом. Помню ощущение, когда принес доделанную мозаику в тогда еще строящийся храм. Люди подходили, смотрели на нее, крестились, целовали. Только тогда я начал осознавать, что это не просто какой-то портрет женщины, которая жила когда-то, а действительно икона. 


На создание икон из смальты ушло три года. Фото: ИА PriamurMedia

— Что было самым сложным в работе над созданием икон?

— Это была очень кропотливая работа с мельчайшей детализацией. А когда пришло время монтировать её на фасад, оказалось, что она ещё и очень тяжёлая. Поэтому я понял, что последнюю икону придется делать фрагментами и соединять уже на стене храма. Просто по квадратам её не раскроишь — будут видны стыки, поэтому пришлось делить на части по складкам одежды, каким-то деталям. Когда всё было готово и выложено вместе на полу — сошлось идеально. Но когда начали крепить непосредственно на вертикальной стене, то даже из-за незначительных погрешностей при монтаже кое-где стали видны стыки между фрагментами. Пришлось уже на строительных лесах заполнять эти стыки кусочками смальты.  


На создание икон из смальты ушло три года. Фото: ИА PriamurMedia

— Сколько времени в итоге заняла вся работа над иконами?

— Три года. Но могу сказать, что работал я в основном по вечерам и выходным, когда было свободное время. И мне очень сильно помог мой наставник: какие-то фрагменты я выкладывал, фотографировал и отправлял Владимиру. И он уже мне говорил, что заменить, какие оттенки лучше взять. Например, добавить на белом платке синий камушек — это такая "оживка", которая позволила картине "заиграть". И таких нюансов было много. 

— Планируете еще заниматься мозаикой или всё, мечта исполнена?

— Я бы хотел сделать что-то еще для храма. Но для этого нужна мастерская. Дома делаю какие-то небольшие работы из той смальты, которая осталась, плюс я заказывал каталоги с образцами из Китая. Из них и делаю картинки и панно для души. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость