28 апреля 2022. "Катюша", ордена, тигры и пейзажи: в руках мастера из Талакана обычные топоры превращаются в настоящие картины. Владимир Молоков уже пять лет творит, используя в качестве холста металл, а вместо кистей — солевой раствор. Какие сложности возникают в работе, почему древесину приходится покупать на западе и зачем амурчанин рубил "бороду" топорам, узнала корр. ИА PriamurMedia.
Первой работой Владимира стал самый простой топор — для отца. Однако в процессе его создания умелец пересмотрел столько роликов, что возникла идея сделать что-то посложнее — уже для себя.
— Конечно, это было примитивно до безобразия. Но кто-то увидел, и вот дальше началось самое интересное, — вспоминает мастер.
Оказалось, что сделать хороший топор — задача не из простых. Местная древесина для топорища не годилась, пришлось искать поставщиков на западе, где есть сертифицированные сушилки.
— Сейчас заказываю дерево из Санкт-Петербурга, Красноярска. "Головы" (так называется металлическая часть топора) сначала тоже покупал, какие придется: кто-то просто отдавал, кто-то продавал за 100 рублей, какие-то находил на металлоприемниках, — рассказывает Владимир.
Спустя время амурчанин начал заказывать топоры с хранения. Они намного дороже, зато и качественнее — приходят еще в заводской смазке, иногда даже завернутые в вощеную бумагу.
— Такое ощущение, что они лежали на каких-то складах в СССР, а сейчас их распродают. Есть топоры 50-80-х годов, есть и еще более ранние топоры с историей. Например, 40-ых годов, военного времени. Их стоимость может быть и пять, и 10 тысяч рублей, и больше, — рассказывает умелец.
В своих первых заказах Владимир еще "играл" с формой топоров, отсекал лишнее. Например, мог убрать "бороду" — небольшой выступ рядом с самым топорищем. Однако со временем пришел к выводу, что такие топоры — это уже ценность, и менять их — значит портить с исторической точки зрения.
Подарок с историей
Владимир рассказывает, что сегодня может подобрать топор к году рождения человека:
— Приходят ко мне, например, и говорят: "Мне нужен подарок человеку, который родился в 1963 году". Я ему: "Есть такой топор! Что вы на нем хотите увидеть?". Совместно выбираем эскиз, утверждаем, и я приступаю к работе.
Чтобы нанести рисунок на металл, Владимир сначала заказывает эскиз в печати, затем переносит его на "голову" и отправляет на травление в ванну с соленой водой. Затем в некоторых случаях остается только доработать узор фрезами по закаленному металлу, и готово.
— Самое сложное — это работа с деревянной частью, топорищем. Надо придать форму, оплести кожей. Обычно на всю работу с топором уходит от трех дней до недели максимум, — говорит Владимир.
Еще мастер жалеет, что у него нет художественного образования. Из-за этого приходится работать с готовыми изображениями и постоянно объяснять, что он хочет увидеть. Владимир говорит, что как-то даже нанимал художника, но в работе с металлом оказалось слишком много нюансов.
— Многие работают в технике, когда металл полируется "в зеркало". Я стараюсь дополнительно покрывать их медью, латунью, воронить или комбинировать эти техники. Тогда рисунок становится "живым", — рассказывает амурчанин.
Готовые топоры, хоть и выглядят декоративными, спокойно можно использовать по прямому назначению. Хотя чаще, конечно, они идут в качестве подарка. Работы Владимира разъехались уже по всему Дальнему Востоку: на Сахалин, Камчатку, Владивосток.
А вот сам мастер пользуется самым простым топором, даже рукоять удобную некогда сделать.
Стоимость материалов, которые Владимир заказывает для изготовления топоров:
"Голова" — около 2,5 тысяч рублей
Дерево для топорища — около 70-80 тысяч рублей за кубометр (около двух тысяч за доску)
Дуб обойдется в 100 тысяч за кубометр, орех еще дороже — порядка 300 тысяч за куб.
Кожа для ножен стоит около 10-12 тысяч.
Помимо топоров, мастер работает и с ножами: делает рукояти к новым лезвиям или ремонтирует сломанные.
— Дерево беру в интернет-магазинах и стабилизирую его. Для этого бруски пропитываются специальным раствором в вакуумной камере, чтобы заполнить все поры, а затем нагреваю их в воде. Дерево после этого становится тяжелее, прочнее и не гниет. А если добавить в раствор краситель, то можно получить цветную рукоять, — объясняет умелец.
Законченный вид работам придают ножны: их мастер тоже научился делать сам. Для повседневного использования — самые простые, а вот для подарочных приобретается кожа хорошего качества. Тиснение Владимир делает вручную специальными инструментами.
В планах у мастера из Талакана — развиваться дальше и научиться делать гравировку по металлу.
Смотрите полную версию на сайте >>>