24 апреля 2022. Незнание законов не освобождает от ответственности. Но зачастую человеку, не обладающему специальными знаниями в области юриспруденции, бывает нелегко разобраться в тонкостях правовых коллизий и уследить за нововведениями в российском законодательстве. В проекте ИА KamchatkaMedia "Правовой ликбез" наши эксперты — камчатские юристы Светлана и Никита Титовы — рассказывают просто о сложном.
Светлана и Никита помогают начинающим и действующим предпринимателям вести бизнес ЗАКОННО. Их основная специализация — обеспечение законности управленческого решения. С чего начинается бизнес? Как понять, соответствует ли действующему законодательству бизнес-идея? Как не спустить все деньги на некачественный информационный продукт или пустую франшизу? Как составить бизнес-план, когда нужны разрешительные документы? Как выбрать систему налогообложения? Нужен ли персонал и как им управлять? Об этом и многом другом они расскажут нашим читателям. Бизнес — сплошная зона риска? Да! Но законно — значит, правильно!
Мы, кстати, тоже так думали, пока не начали работать с ними вплотную.
Знание — как противотуманные фары: разрезает туман неведения и освещает путь. Но ПТФ слепят встречку, если неправильно отрегулированы, имейте в виду!
Что из себя представляет бизнес-план, и на кой он нужен?
Бизнес-план — структурированное, обоснованное прогнозное описание вашей будущей предпринимательской деятельности. Это ваш личный план военных действий по достижению коммерческого успеха. "Аи, сам себя не --— [обманешь]!" — говорил один из наших клиентов-предпринимателей, и лишь с возрастом и юридическим опытом мы поняли, что он был не очень-то и прав.
Почему-то именно в бизнес-планах мы видим или сознательное утаивание каких-то фактов и факторов, или забывчивость, благодаря чему бизнес-планы обрастают какими-то абсолютно космическими цифрами и подробностями.
Например, один клиент составлял бизнес-план ДЛЯ СЕБЯ. Не для инвестора, не на грант или субсидию Для себя! И воткнул туда тысячу единиц выпуска продукции в первый же месяц. Но оборудование, которое могло бы наштамповать эту тысячу единиц, по производственному плану ещё три месяца должно было плыть к нам. "А как без оборудования?" — спросили мы. "Дайте помечтать!" — отмахнулся клиент. Мы не против, но зачем? Какой смысл в таком бизнес-плане?
На наш взгляд, всегда. Это правда очень удобный инструмент планирования и оценки своей бизнес-идеи.
Но имеются случаи, когда без него совсем ничего не получится.
В первую очередь, это взаимоотношения с инвесторами. Если вы хотите привлечь капитал, "донор" потребует у вас развернутую бизнес-модель, содержащую исчерпывающие сведения по показателям финансового и производственного планирования. И тут точно не стоит "мечтать": инвестиционные договоры зачастую предусматривают серьёзную ответственность за нарушение обязательств.
Предоставление и защита бизнес-плана обязательна для всех соискателей грантов и субсидий. В Российской Федерации действует сложная и интересная система поддержки бизнеса. Спектр мер поддержки широк и хорошо проработан.
К таким мерам относятся:
Например, Центр занятости города Петропавловска-Камчатского реализует программу содействия самозанятости граждан, признанных в установленном порядке безработными. Для участия в этой программе необходимо зарегистрироваться в качестве безработного, пройти бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, под руководством специалистов Центра составить бизнес-план и защитить его перед комиссией. Полученная субсидия может стать неплохим стартом для собственного бизнеса.
Мы бы разделили все бизнес-планы на два вида: 1) ваш, 2) не ваш.
Если вы составляете его для себя или для инвестора, перед вами непаханная целина: структурируйте, как хотите. Главное — не перевирайте цифры.
Если вы обращаетесь за финансовой помощью к оператору программы поддержки предпринимательства, вам необходимо заполнить именно ту форму, которая утверждена у него.
Большинство бизнес-планов состоит из следующих частей:
1. Краткое описание проекта. Здесь мало написать, что ваше будущее ООО "Ромашка" скоро станет лидером мирового рынка. В зависимости от того, на какую меру государственной или региональной поддержки вы претендуете или к какому инвестору обращаетесь, определите в этом пункте маяки своей деятельности, которые сделают её привлекательной. Продумайте и пропишите, имеется ли социально-полезный компонент, есть ли элементы инновационности, а, может, вы сами и есть главный элемент вашего бизнеса? — распишите свою экспертность. Вам нужны деньги. Подумайте, почему деньги нужно дать именно вам. Только кратенько! Бизнес-план — не диссертация: все хотят краткости, точности, объективности и адекватности ваших чаяний.
2. Описание продукта или услуги. Описывайте так, как будет на самом деле. Именно эта часть позволит вам самим оценить то, что вы будете производить.
3. Оценка конкуренции. Самое время изучить своих будущих конкурентов! Представьте, что вы — потребитель своей услуги или товара. Как вы будете искать информацию о тех, кто вам их предоставит? На что обратите внимание при выборе? Много ли компаний оказывают такие услуги или реализуют такие товары? Какая между ними разница? Это вам поможет и в заполнении части "Стратегия маркетинга".
4. Стратегия маркетинга. Маркетинг не заканчивается на объявлениях в газетах. Анализируйте все пути распространения информации о себе. Кто из ваших конкурентов на слуху? Почему? Как он добился известности? Отсмотрите все его методы и средства раскрутки и — да, используйте их. Это некрасиво, но законно.
5. Производственный план. Цифры-цифры-цифры! Какие оборудования и средства производства вам нужны? Над этим пунктом нужно как следует посидеть.
6. Юридический план. Решите вопрос: 1) требуются ли лицензии или спецразрешения для начала реализации проекта; 2) какими профильными законами регулируется ваш вид деятельности; 3) соответствуете ли вы цензам, предъявляемым для вашего вида деятельности. Фактически вы должны выполнить правовой аудит своей бизнес-идеи. О том, как это сделать, мы уже писали в статье "С чего начинается бизнес? Правовая экспертиза бизнес-идеи".
7. Оценка рисков и страхования. Вбиваем в поисковике "риск-ориентированный подход в бизнес-планировании", "SWOT-анализ", "матрица оценки рисков в бизнес-планировании" и очень внимательно изучаем: этот пункт не для каких-то "них", это важно именно вам.
8. Финансовый план. И опять цифры-цифры-цифры.
Операторы программ поддержки предпринимательства обеспечивают полную информационную поддержку соискателям мер поддержки. Это не просто бесплатное обучение, это фактически менторское сопровождение при составлении бизнес-плана. Но это не должно вас расслаблять! Никто кроме вас не знает вашей бизнес-идеи. И никто кроме вас не несет ответственности за результаты её реализации. Вы защищаете бизнес-план не просто чтобы получить деньги. Это так не работает. Эти деньги ещё нужно потратить в строгом соответствии с бизнес-планом.
1. Оборудование мало купить! Его нужно доставить, установить и запустить. Не ограничивайтесь одной только ценой станка. Рассчитайте сразу доставку, страхование груза, пусконаладочные работы. Очень советуем закладывать по максимуму.
2. Оборудование нужно обслуживать. И это утверждение одинаково относится как к огромной машине, так и к маникюрным ножницам. Изучите заранее, как поддерживается работоспособность вашего оборудования, какова периодичность обслуживания, сколько оно стоит, как амортизируется.
3. Расходные материалы. Даже бумага для принтера. Даже шариковые ручки! Если единица товара стоит немного, наш мозг автоматически отсекает эту трату как малозначительную. Договоритесь с ним как-нибудь, чтобы он этого не делал. В бизнесе нет статей расходов, которые можно упускать из внимания.
4. Затраты на персонал. Почему-то в самих утвержденных формах бизнес-планов затраты на персонал считаются только по ФОТ — просто зарплата плюс взносы. Но это не так! Для того чтобы нанять хотя бы одного человека, вам нужно: пройти обучение по охране труда и пожарной безопасности (10-20 тысяч), создать рабочее место (закупка мебели, компьютера, инструментов и т. п.), в течение 12 месяцев пройти специальную оценку условий труда (много тысяч); в Камчатском крае продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска — 52 дня (бывает больше для отдельных категорий): почти 2 месяца в год человек не работает, а отпускные получает, соответственно, нужно думать о его замене на этот период. Ну и наше любимое — предварительные медицинские осмотры! Нет, работник платит не сам. Вы, работодатель, заключаете договор с медицинской организацией и направляете туда работника специальной бумажкой. И платите! По счету, выставленному медицинской организацией.
5. Банковское обслуживание. Почему-то очень часто забывают заложить эквайринг. Внимательно читайте договоры банковского обслуживания. Не рекламные брошюрки, а именно договоры, а то банки порой горазды.
6. Страховые взносы ИП за себя. Сорок тысяч в год вынь да положь!
7. Интернет и мобильная связь. На Дальнем Востоке тарифы для бизнеса сильно — понятно, в какую сторону — отличаются от тарифов для физлиц, об этом забывают ВСЕ.
Это то, с чем сталкивались мы, помогая составлять бизнес-планы. А о чем забудете вы?
Все совпадения с реальными лицами случайны.
Редакция обращает внимание, что неисполнение законодательства влечет административную и/или уголовную ответственность.