С чего начинается бизнес? Правовой интеллект предпринимателя

Очередной материал проекта Правовой ликбез в помощь начинающим предпринимателям
Тематическое фото
Фото: https://pixabay.com

28 декабря 2021. Незнание законов не освобождает от ответственности. Но зачастую человеку, не обладающему специальными знаниями в области юриспруденции, бывает нелегко разобраться в тонкостях правовых коллизий и уследить за нововведениями в российском законодательстве. В проекте ИА KamchatkaMedia "Правовой ликбез" наши эксперты — камчатские юристы Светлана и Никита Титовы — рассказывают просто о сложном.

Светлана и Никита помогают начинающим и действующим предпринимателям вести бизнес ЗАКОННО. Их основная специализация — обеспечение законности управленческого решения. С чего начинается бизнес? Как понять, соответствует ли действующему законодательству бизнес-идея? Как не спустить все деньги на некачественный информационный продукт или пустую франшизу? Как составить бизнес-план, когда нужны разрешительные документы? Как выбрать систему налогообложения? Нужен ли персонал и как им управлять? Об этом и многом другом они расскажут нашим читателям. Бизнес — сплошная зона риска? Да! Но законно — значит, правильно!

"Цветочки классные, а вазочка наляпистая"

Цветочки и вазочки — речевое мещанство, и черт бы с ним. А вот откуда взялось слово "наляпистая" — вопрос даже более интересный, чем что это за мода — отделять подлежащее от сказуемого запятой. 

Lapsus alapi — с латыни "нелепая [смешная] ошибка". Звучит это крылатое латинское словосочетание приблизительно как "ляпсус аляпи". В живом как жизнь русском языке имеется в наличии прилагательное "аляповатый", которое, если верить (а мы не верим, мы считаем, что оно как раз с латыни) "Этимологическому словарю" Крылова, происходит от глагола "ляпать" — делать как попало. 

На латыни у нас не говорят. "Аляповатый" — слово устаревшее, уже необиходное. Но нежданно-негаданно латинское выражение и русское "аляповато" смешались в уродливое "наляписто" в потоке интернет-отзывов.

А "кипенно-белый"! Вариантов от интернет-пользователей великое множество, тут и "кипельно-белый", и "кипятно-белый"… Наше сознание, сталкиваясь с интуитивно непонятным словом, пытается привести его в соответствие с окружающей действительностью. Что это за слово такое? Что оно означает? Чисто-белый, ослепительно белый. Значит, прокипяченный, значит, от слова "кипятить". А "наляпистый" — от "наляпать". Но языковая норма на то и норма, чтобы её соблюдать.

То же самое с нашим пониманием закона и права.

В теории государства и права выделяют три уровня правосознания: обывательский, профессиональный и научный. Проще всего это объясняла наш гениальный преподаватель по теории отечественного государства и права: милиционер говорит "осу́жденный" и "при́говор", следователь — "осу́жденный", но "пригово́р", а судья — "осуждённый" и "пригово́р". 

А ведь именно с понимания права — правосознания, правового интереса, правового интеллекта — начинается настоящий бизнес. 

Что же такое "правовой интеллект предпринимателя", на кой он нужен и как его развить?

Предпринимательская деятельность, будь то старания самозанятого или жизнь огромной корпорации, максимально регулируется и регламентируется государством. Хорошо ли это, плохо ли — работаем с тем, что есть: по-другому уже не будет. 

Предпринимательство начинается с зарождения идеи — "я хочу". И вот здесь должен сработать правовой интерес: а то, что я хочу, законно? А как мне это организовать? Обывательское правосознание возразит: да какая разница? Машка бизнесменит, и всё у нее хорошо. Это проявление системной ошибки мышления: у кого-то получается, получится и у меня. Правовой интеллект нужен затем, чтобы прямо-таки на физическом уровне ощутить и ощущать всегда и везде — вся наша жизнь, любая наша деятельность диктуется и регулируется законами. 

Правовой интеллект человека — это способность к правопознанию, которая заключается в формировании мыслей (мыслеформ, мыслеобразов) о праве в правосознании, существует в виде правовых идей, правовых гипотез и индуцирует интеллектуально-правовую волю и познавательный интерес (Пономоренко Е.В. К вопросу о правовом интеллекте как элементе структуры правопознания // Современное право. — №9. — 2016. — С. 9-13).

От нудных слов к ещё более нудному делу

Так же как мы формируем насмотренность при изучении модных трендов в одежде, начитанность в своём общем культурном уровне, так же мы должны развивать в себе этот самый правовой интеллект. Зачем? Чтобы не падать в обморок от того, что уже июль, а онлайн-касса не куплена. Чтобы не доводить до греха до суда споры с потребителями. Чтобы не бегать в ужасе с письмами от очередного "федерального ресурса".

Правовой интеллект не связан с уровнем правосознания: вам не нужно быть юристом-экспертом, чтобы понимать закон и правовые особенности своей предпринимательской деятельности. Невозможно знать всю-превсю "нормативку". Мы — в общем-то не самые поганые юристы — нет-нет да и ловим выпадающие глаза от очередного разъяснения Пленума Верховного суда или нормативно-правового акта, с которым сталкиваемся впервые.

Пара ярких примеров правового интеллекта в действии

Пример № 1

Успешно действующая, но не очень большая ОООшка получает "письмо счастья" от некоего "Федерального центра защиты всякого— разного". Письмо на красивом бланке с двуглавым орлом и требованием немедленно отвалить деньги за электронную систему мониторинга всякого-разного. В письме огромное количество ссылок на нормативно-правовые акты, легкие намёки на связь с Роскомнадзором, да и вообще все оформлено по ГОСТу по делопроизводству, а им, как известно, пользуются только всякие внутренние органы. 

Главный бухгалтер в ужасе, юриста в штате нет. 

И что нам скажет по этому поводу правовой интеллект? Что это агрессивный маркетинг на грани уголовщины. 

Какие вопросы нам диктует правовой интеллект?

1. Есть ли в структуре защиты всякого-разного орган с таким названием? 

Конечно, нет. Есть федеральный орган исполнительной власти, занимающийся защитой всякого-разного. Заходим на его сайт, а там русским по белому: "Участились случаи рассылки успешно действующим, но не очень большим ОООшкам писем счастья от некоего "Федерального центра защиты всякого-разного"…".

2. Что я должен делать с этим письмом?

У вас нет юриста, к которому вы можете оперативно обратиться за разъяснениями. Но у вас есть правовой интеллект! И он отвечает вам: не можешь разобраться — позвони на горячую линию федерального органа исполнительной власти, который упомянут в письме счастья, и проконсультируйся!

Пример № 2

Бесплатный вебинар в Инстаграме "Безокладная система оплаты труда". Для начинающих работодателей, ага. Два часа красивых рассказов о том, как заставить работников вкалывать за троих, но без фиксы.

Что нам говорит правовой интеллект? 

Если убрать ненормативную лексику, говорит он нам приблизительно следующее: я тут слышал волшебные слова "МРОТ", "равная оплата за равный труд", "трудовой кодекс"; чувствуешь, к чему я клоню? 

Правовой интеллект — это сочетание развитого критического мышления, понимания алгоритмов работы с нормативным материалом и установленной позиции "я должен делать законно". 

Как же развить в себе правовой интеллект?

Невозможно знать всё. Вы не станете хирургом, прочитав учебник или посидев на медицинском форуме. Но вы должны знать анатомию человека. Это базовая информационная потребность современного человека. Да, необязательно учить название костей на латыни, но знать, где находится аппендикс или тазобедренный сустав, необходимо. С бизнесом логика та же. Вы не обязаны зубрить Налоговый кодекс, но должны чётко понимать, какими нормативно-правовыми актами регулируется ваше дело. Скачайте налоговый календарь, календарь кадровика, если у вас есть сотрудники, ГОСТы и Технические условия, СанПины, проконсультируйтесь с юристом. А мы в следующей публикации подробно расскажем о правовой экспертизе бизнес-идеи и действующего бизнеса.

Окружите себя правовой информацией. Но с умом! Хотите открыть салон ногтевого сервиса? Подпишитесь на местное общество защиты прав потребителей. Хотите начать частную практику как косметолог — подпишитесь на медицинского юриста. Хотите печь хлеб — ищите аккаунты юристов или бухгалтеров, которые работают с предпринимателями в вашей отрасли. Читайте ответы на часто задаваемые вопросы на сайтах контролирующих и надзорных органов. Необязательно прямо сейчас всё взять и понять. Не это важно. Важно постоянно расширять правовой кругозор.

Уберите всё вот это вот: "поверь в себя", "главное — начать", "бизнес это круто". Мишура. Бизнес — это не про "поверь в себя". Бизнес — это про деньги, риски и контроль соответствующих органов.

Учитесь получать юридическую помощь. В любой непонятной ситуации звони юристу! Посчитайте: возможно, экономически целесообразно и обоснованно заключить договор на абонентское обслуживание с юридической фирмой. Если финансовой возможности нет, вспоминаем, что наглость — второе счастье. Бесплатную юридическую помощь можно получить:

  • в центрах "Мой бизнес";
  • в юридических клиниках при высших учебных заведениях, имеющих юридические факультеты — вот не нужно смеяться! Юридические клиники входят в государственную систему бесплатной юридической помощи;
  • на горячих линиях Налоговой, Роспотребнадзора, ГИТ, и прочая-прочая;
  • во многих юридических фирмах есть дни бесплатных консультаций, кто-то вообще консультирует без подготовки документов в письменном виде бесплатно на постоянной основе.

Не бойтесь задавать вопросы! Будьте последовательны, настойчивы и навязчивы: это залог того, что вас будут считать душной сволочью, но не смогут проигнорировать.

Начинайте обучение основам предпринимательской деятельности только с проверенных курсов, обеспечивающих актуальность и достоверность информации. Нет ничего хуже, чем бизнес-тренинг, содержание которого противоречит действующему законодательству! Участие в таком мероприятии не только сожрёт ваши деньги, но и сформирует у вас искаженное восприятие правовой действительности. 

Куда тогда податься? 

"Мой бизнес" же! Обучение азам там бесплатно. Интересные бизнес-интенсивы устраивает Ассоциация юристов России. Да, возможно, объем информации там недостаточен, но зато законно, актуально, достоверно.

Скачайте проверочные листы тех органов, которые проверяют ваш вид деятельности. В России введен риск-ориентированный подход при проведении проверок. Хотите набрать работников — качайте проверочные листы Роструда: там полная шпаргалка, как делать НУЖНО, чтобы не налететь на штраф.

Сформируйте привычку постоянно проверять себя. Не нужно всё помнить наизусть, нужно уметь пользоваться браузером. Когда там декларацию нужно подавать? Вроде есть ещё время? Вообще не задавайте себе эти вопросы: держите наготове нужный источник проверки информации и вскоре заметите, что вопрос стал ЗНАНИЕМ.

Идите от частного к общему. Собирайте в голове паззл из сотен понятий: "норма", "закон", "требование", "МРОТ", "декларация", "первичный документы" etc — это и есть правовой кругозор, без которого невозможен правовой интеллект. Представьте, что вы изучаете иностранный язык в живом общении. Приехали на Марс и нужно срочно спросить, почём абрикосы. У вас нет базы, нет специальных знаний, но вы понимаете, что нужно окунуться в местную среду, и тогда получится запомнить ключевые слова и нормы поведения.

Так что там у нас с наляпистостью? Норм много. Настолько много, что мы просто захлёбываемся в них и пытаемся хоть как-то осмыслить, часто искажая их содержание. Отсюда все эти "безокладные системы оплаты труда", "да я пока без кассы", "вылезу чуть-чуть за уровень патента вчёрную, у Маши же нормально всё получилось", "да зачем мне СОУТ, у меня три калеки". Но, искажая слово, вы рискуете только прослыть невежей, а вот нарушая норму права… Правовой интеллект поможет. Развивайте его! 

Все совпадения с реальными лицами случайны.

Редакция обращает внимание, что неисполнение законодательства влечет административную и/или уголовную ответственность.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость